Калининградской торговле угрожает банкротство: область наводнили дешевые и качественные продукты из Польши. Это первый эффект введения безвизового малого приграничного движения между российским регионом и сопредельным районом Польши. Калининградские бизнесмены просят власти защитить их от польских сосисок.
Челноки идут, идут… сосиски несут
На прошлой неделе администрация Калининградской области, напуганная наплывом польских сосисок, пригласила на совещание руководителей торговых фирм и производителей продуктов питания. А те обрисовали чиновникам ужасающую картину.
Как сообщил владелец завода колбасных изделий Аудрюс Каладжинскас, объем производства мясопродуктов в области снизился с начала года на треть. По его мнению, в Калининграде, с его 400-тысячным населением, по меньшей мере, в 300 местах «челноки» постоянно торгуют польскими сосисками прямо из багажников своих автомобилей, и калининградцы покупают их по 10 тонн ежедневно.
Читайте также: Новый безвизовые зоны на прибалтийском направлении
«Это суточная выработка комбината, на котором работает 200 человек», - оценивает бизнесмен. Как сообщали региональные интернет-порталы, председательствовавшего на совещании Александра Торбу, вице-премьера Калининградской области (как возвышенно называют тут заместителя главы местной администрации) тоже тревожит наплыв польских сосисок. «Бесконтрольный ввоз польских скоропортящихся товаров для перепродажи представляет угрозу для продовольственной безопасности региона, здоровья людей, и - одновременно - наносит удар по бюджету», - говорил чиновник.
Милиционер: раз купит, раз прогонит
По результатам совещания местная полиция получила приказ активно задерживать и наказывать тех, кто торгует привезенными из Польши продуктами без специального разрешения. «В последние дни у нас началась охота за продавцами польских товаров, - сообщила журналистка Наталья Боровская. - Из центра города пропала колбаса, творог, йогурты. У моего дома тоже всегда были такие места, в которые мы привыкли ходить, как в магазин - за сосисками и колбасой. Все это было дешевле и вкуснее, чем в наших магазинах. Там делали покупки даже знакомые милиционеры, а сейчас, видимо, получив категоричное распоряжение от руководства города, они разгоняют торговцев».
Топливо - сосиски - топливо: бизнес идет
Россиянка Наташа, у которой есть годовая польская виза, не боится милицейских облав. Она уже давно торгует товарами из магазина Biedronka (сеть бюджетных супермаркетов, - прим. пер.), привозя их из приграничных Бартошиц. Но она продает продукты не случайным прохожим на улице, а только постоянным клиентам, которые заранее делают ей заказы.
Также по теме: Россия и ЕС делают шаг к безвизовому режиму
«Я расклеиваю объявления в подъездах в центре города. Там написано "Привожу" и номер мобильного телефона. Люди догадались, о чем речь, так что этого было достаточно. Мне звонят и заказывают: сосиски, сыры, стиральный порошок, памперсы. Я привожу и в условленное время подъезжаю к подъезду. Клиент забирает свои пакеты и расплачивается. Пока никто к этому не цеплялся», - с улыбкой рассказывает молодая женщина.
Дело у нее, как она сама считает, очень выгодное. У Наташи есть «дрозд» - так в приграничном регионе называют 20-летний «Фольксваген Пассат». В бак этого автомобиля по инструкции помещается 100 литров дизельного топлива. Но «челноки» внесли усовершенствование. Наташа, как и другие мелкие торговцы, возит в багажнике кусок срезанной под углом балки. Заправляя машину на российской стороне, она наезжает на этот клин задним колесом со стороны люка топливного бака, и туда в таком наклонном положении помещается на 8 литров больше. Еще 10 литров она берет с собой в канистре. В Польше Наташа продает знакомому крестьянину 110 литров топлива, получая за него каждый раз 220 злотых (примерно 2200 руб., -прим.пер.) чистой прибыли.
В магазине Biedronka за эти деньги можно купить 36 килограммов сосисок из птицы, которые продаются в Калининграде по двойной цене. В местных магазинах похожие, хотя гораздо менее вкусные, стоят в три раза дороже, чем в Польше.
Чиновник берет взятки… но поможет, когда надо
Наташа понимает, что ее бизнесу приходит конец. Ее клиенты со дня на день начнут ездить за покупками в приграничные польские магазины сами. С 27 июля вступило в силу польско-российское соглашение о малом граничном движении, позволяющее жителям области и соседних польских регионов пересекать границу без виз. Заявление на получение разрешения для безвизового посещения Польши подали уже две тысячи калининградцев, и вскоре они начнут к нам приезжать. Первые «безвизовые» поляки уже начали ездить, и многие по примеру россиян набивают багажники своих автомобилей сосисками.
Читайте также: Россия вступила Калининградом в безвизовый режим
Того, что их клиенты начнут сами закупать продукты в безвизовых польских районах, представители калининградской торговли боятся не меньше, чем сосисочных контрабандистов, и поэтому пытаются заблаговременно заручиться помощью местных властей.
«Наши производители и торговля не способны конкурировать с вашими компаниями, - рассказал нам совладелец крупной российской торговой сети. - Они не будут сокращать расходы или снижать цены. В нашей стране катастрофически высокий уровень коррупции, а алчность чиновников совершенно безгранична. Помочь бизнесменам и позаботиться о собственных интересах способен только бюрократический аппарат. Они могут, например, дать распоряжение таможенникам досконально и тщательно проверять машины на границе с Польшей. Это потребует дополнительного времени, будут возникать пробки, и сосиски не проедут».
По мнению калининградского ресторатора и политика Витаутаса Лопаты разгорающаяся польско-калининградская сосисочная война - это лишь прелюдия к гораздо более серьезным торговым конфликтам, в которые Россия скоро может быть вовлечена. «Наша страна станет полноправным членом ВТО, и ей придется открыть свои рынки для иностранных компаний. Целые отрасли могут не выдержать конкуренции и рухнуть. Спасаться они будут, как наши "колбасники", - просить власти ввести запреты и барьеры, чтобы защитить их несовременный, неэффективный, но взяткоемкий бизнес», - предвещает бизнесмен.