Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Средневековая Россия

Путин загнал себя в угол с Pussy Riot, однако этого требовала логика режима

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПрезидент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После вынесения в Москве в прошлую пятницу приговора трем участницам панк-группы Pussy Riot президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес написал в Twitter: «Суды над ведьмами за кощунство и безвизовые путешествия были характерны для «общей европейской цивилизации»... в 13-м веке». А в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал «не впадать в истерию».

После вынесения в Москве в прошлую пятницу приговора трем участницам панк-группы Pussy Riot президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес написал в twitter: «Суды над ведьмами за кощунство и безвизовые путешествия были характерны для «общей европейской цивилизации»... в 13-м веке». А в понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал «не впадать в истерию» по поводу приговора суда, потому что осужденные еще могут подать апелляцию.


Сказанное Ильвесом о необоснованных претензиях России (как части общего европейского пространства) на безвизовый режим с Европейским союзом - понятно. А на сравнение происходящего там со Средневековьем еще недавно многие на Западе махнули бы рукой, как на «остатки мышления холодной войны». После осуждения Pussy Riot таких будет намного меньше.

Намек Лаврова на то, что приговор может быть изменен, очевидно, означает, что Кремль осознал серьезность изменения мирового общественного мнения. Вред, причиненный имиджу России, огромен. Могут показаться преувеличенными прогнозы, что три панк-девушки свергнут Путина, но их осуждение привело не только к политизации до сих пор аполитической части российского общества, но и к существенному повороту в отношении западных стран к России.

Читайте также: Ассанж, активистки Pussy Riot и «наемник»

Международный резонанс получило также осуждение олигарха Михаила Ходорковского, отравление бывшего агента КГБ Александра Литвиненко, смерть в тюрьме адвоката Сергея Магнитского, убийство журналистки Анны Политковской. Но судьба их и еще многих оппонентов режима не вызвала такой широкой и эмоциональной реакции. Даже военная агрессия против Грузии для многих, в том числе - и для политиков, казалась «неоднозначно оцениваемой». И поддержка Кремля режиму Ассада и муллам Ирана не заставляла пересмотреть «прагматизм» в отношениях с Россией. Но осуждение Pussy Riot может заставить это сделать.



Поддержка Pussy Riot становится частью массовой культуры и стиля. О суде в Москве знают все, кто хотя бы иногда заглядывает в газеты, телевизор или Интернет. (Даже парни из нашей Prāta vētra перед концертным турне в Россию признали, что «краем уха» об этом слышали). Против суда выступили поп-звезды, имена которых известны всем, - Мадонна, Пол Маккартни, Йоко Оно, Стинг - это только некоторые из списка. Осуждать Путина становится популярным. Это несравнимо опаснее для Кремля, чем заявления политиков и протесты.

В отличие от «большой политики», этот случай для «рядового гражданина» демократического государства хорошо понятен. Суть дела проста - три молодые женщины меньше минуты попрыгали в церкви, выкрикивая лозунги против руководителя государства. Это может не нравиться или казаться неправильным. Но их обвинили в уголовном преступлении, заковали в наручники, держали в клетке из пуленепробиваемого стекла, как опасных террористок, и приговорили к 2 годам лагерей. Это - как в Средневековье или в Северной Корее, но ни в коем случае не в современной Европе.

Также по теме: Женские колонии в России - что ожидает Pussy Riot

Допустил ли Кремль ошибку, сделав этих трех женщин всемирно известными политзаключенными? Сказанное Лавровым официально, а до этого - другими неофициально - свидетельствует, что правители России этого не хотели. Но, во-первых, произошедшее - не случайность, а логичный этап наблюдаемых в России процессов. Поэтому, во-вторых, чтобы это изменить, должны измениться и российская власть(чего она, разумеется, не хочет), и настроение российского общества.

Такой судебный процесс появился не на пустом месте. Режим Путина в последние двадцать лет целенаправленно культивировал идеологию имперского шовинизма и окруженной врагами России. «Нашизм» и георгиевские ленточки - это фон, на котором для большой части российского общества этот приговор кажется правильным. (И не только в России. В дискуссиях в Латвии воспроизводятся модели аргументов российских политтехнологов, которые не имеют никакого отношения к этому приговору суда. Например, об испачканном соседом ковре, или что произошло бы, если бы кто-то сделал такое в мечети (в Домском или Аглонском соборе). Что основатель WikiLeaks, комментатор телеканала Russia Today Ассанж - такой же политически преследуемый, то есть: что Великобритания и Швеция так же недемократичны, как Россия. Что эту тройку надо «просто выпороть» и заняться более серьезными делами, например, безработицей, эмиграцией и «преступлениями» латвийского режима).

Читайте также: Плакат «Свободу Pussy Riot» вывесили на кафедральном соборе в Цюрихе

Приговор суда - это закономерность, а не ошибка. В России за несколько месяцев после возвращения Путина в Кремль введено рекордное количество ограничений на политическую деятельность оппозиции, преследование его противников стало рутиной, и показательный процесс, который должен был продемонстрировать, что режим выступит против любого оскорбления своего авторитета, стал логичным следующим шагом. Девушек из Pussy Riot могли бы помиловать, если бы они попросили прощения у правителя (их адвокаты в понедельник сказали, что они этого делать не будут). Репрессии против других оппонентов режима с использованием самых абсурдных предлогов продолжаются. Лидера оппозиции Гарри Каспарова допрашивают за то, что он, якобы, укусил полицейского.

Чувство угрозы, которое заставило сделать Pussy Riot своими врагами, диктует Путину единственный «выход» из тупика, в который он сам себя загнал, - еще больше репрессий. Только желательно без такой широкой огласки. Но это - уже поздно, благодаря судебному процессу, который заставил мировую общественность увидеть, что Россия - это диктатура со средневековым пониманием законности.

Перевод: Лариса Дереча.