Со времен распада Советского Союза еще ни одно внутрироссийское событие не вызвало столь бурных эмоций на Западе, как судебный процесс против участниц панк-группы Pussy Riot. Обвинительный приговор, вынесенный в пятницу, 17 августа, обсуждали все: от высокопоставленных политиков до звезд шоу-бизнеса, от гражданских активистов до аполитичных подростков. Мнения о приговоре вышли далеко за рамки не только юридической, но и политической дискуссии. Троица из Pussy Riot для многих, кажется, стала символом личной борьбы, не имеющей ничего общего с российской действительностью.
В каждом из нас есть Pussy Riot, кричал участник одной из многочисленных акций в поддержку панк-группы. Проблемы взаимоотношения Церкви и государства, власти и народа задели за живое западную общественность, которую, с одной стороны, атакует религиозный фундаментализм с Востока, с другой - ослабляет отсутствие какой-либо внятной идеи дальнейшего развития. «Что все это значит для нас? - задается вопросом обозреватель британской The Guardian Джон Харрис (John Harris). - Пока англосаксонский мир дремлет, в некоторых частях мира культура все еще продолжает иметь значение. И вот в ужасной путинской России, где все культурное становится политическим и, наоборот, три выдающиеся женщины сели за решетку, чтобы доказать это».
Ситуация вокруг Pussy Riot заняла умы лидеров свободного мира, которые в пятницу вечером один за другим публиковали обращения, связанные с решением Хамовнического суда. Официальную позицию от имени Евросоюза по поводу обвинительного приговора в отношении Pussy Riot сформулировала верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон (Catherine Ashton). «Сообщения о недостойном содержании участниц группы во время следствия, а также сообщения о нарушениях во время суда ставят под вопрос стремление России к уважению международных обязательств по обеспечению честного, прозрачного и независимого юридического процесса и свободы слова, - отметила Эштон. - Это дело является продолжением процесса устрашения и преследования оппозиционных активистов в Российской Федерации, и эта тенденция вызывает все большую озабоченность со стороны Европейского союза. Уважение к правам человека и верховенству права являются неотъемлемой частью в отношениях между ЕС и Россией».
На обвинительный приговор отреагировал и президент США Барак Обама (Barack Obama), позицию которого озвучил пресс-секретарь Белого дома Джош Ирнест (Josh Earnest): «Соединенные Штаты разочарованы приговором и неадекватной мерой наказания. Понимая, что кого-то могло оскорбить поведение группы, мы серьезно обеспокоены тем, как российская правовая система обходится с тремя молодыми женщинами». В несоблюдении прав и свобод человека Россию упрекнул глава внешнеполитического ведомства Великобритании Элистер Барт (Alistair Burt): «Наше правительство связано с Россией отношениями, в которых все разногласия мы можем обсуждать открыто и конструктивно. Мы многократно призывали российские власти защищать права человека, включая свободу слова. Сегодняшний приговор ставит под сомнение выполнение обязательств России по соблюдению фундаментальных прав и свобод человека».
Одной из первых звезд шоу-бизнеса на тему приговора Pussy Riot высказалась Мадонна (Madonna), которая призвала мировое сообщество добиваться освобождения участниц панк-группы: «Я протестую против осуждения и заключения Pussy Riot на два года колонии за сорокасекундное представление, выражающее их политические взгляды. Даже если кто-то не согласен с местом проведения или формой, в которой они выразили свои взгляды, этот приговор слишком жестокий и, по сути, бесчеловечный. Я призываю всех, кому дорога свобода, осудить это наказание. Я прошу артистов со всего мира протестовать против этой судебной пародии. Они уже провели достаточно времени в тюрьме. Я прошу Россию отпустить Pussy Riot на свободу».
В день оглашения обвинительного приговора в более чем 60 крупных городах Европы и США прошли массовые акции в поддержку Pussy Riot, в которых, по разным оценкам, могло участвовать от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Как утверждают очевидцы, в тот теплый пятничный вечер обсуждение судьбы участниц панк-группы переместилось в городские парки, бары и пабы, где даже далекие от политики люди делились своими мыслями на эту тему. «Мы сидели в парке и пили пиво, когда к нам подошла девушка в зеленой маске и рассказала о Pussy Riot, - пишет в одной из социальных сетей 16-летняя жительница Парижа. - Я ничего не знаю ни о России, ни о Путине, но эта история потрясла меня настолько, что я хотела бы приехать в Москву и лично выразить свою поддержку этим девушкам».
На следующий день большинство крупнейших европейских и американских изданий вышли с передовицами, посвященными приговору участницам панк-группы: «Узницы Путина: Pussy Riot платят цену за свой вызов» (британская The Independent), «Два года для группы, которая высмеяла Путина. Осуждение приговора принимает мировой масштаб» (испанская El Pais), «Pussy Putin: Девушкам-панкам дали по два года за протестную песню» (американская New York Post), «В Гулаг за одну песню» (французская Liberation).