С 1962 года в Студянке, мирном белорусском селе на восточном берегу Березины, возвышается гранитный обелиск. Обрамленная сорняками река, которая вошла в историю осенью 1812 года, неторопливо несет свои воды. Установленная на колонне мраморная табличка предупреждает посетителя: «Здесь на Березине 14 – 16 (26 – 28) ноября 1812 года русская армия под командованием Кутузова завершила разгром наполеоновских войск. Вечно живет память о подвигах народов России, отстоявших честь и независимость сво¬ей страны».
Также по теме: На Бородинском поле идет война с коттеджами
Два века назад Бородино (200 километров к западу от Москвы) и белорусская деревушка Студянка входили в огромную Российскую Империю Александра I. Тем не менее, сегодня, после обретения независимости в 1991 году, белорусы не проявляют особого интереса к масштабным патриотическим мероприятиям, которые организует их могучий сосед. Если смотреть на ситуацию из Минска, столкновение с наполеоновскими войсками напоминает скорее «гражданскую войну». Территория современной Белоруссии была неотъемлемой частью Великого княжества Литовского и до конца XVIII века входила в состав католической Польши. Позднее на нее вторглись войска Российской Империи. Таким образом, для небольшой части белорусов, а также польских землевладельцев и дворян Наполеон, который назвал себя гарантом территориальной целостности Польши, был настоящим спасителем.
Как считает заведующий кафедры политологии Минского университета Олег Буховец, около 30 000 человек сражались на стороне французского императора, тогда как в армии Александра I их было 220 000. Эта часть населения разделяла укоренившиеся на востоке православные ценности и считала Наполеона «антихристом». «Если в Варшаве была принята одна из первых в мире конституций, то в России все еще действовало крепостное право», – с горечью напоминает Владимир Тишенко. Именно поэтому историк предпочитает возведенному в хрущевском СССР обелиску другой памятник, который был установлен у въезда в Студянку в 2003 году: он символизирует «агонию европейского солдата - без одежды, формы и национальности».
Дважды в год Владимир Тишенко вместе со своим 14-летним сыном ходит по окрестностям Березины с металлоискателем, а затем выставляет оставшиеся после сражения находки в муниципальном музее Борисова. Там, на одной из полок с книгами по 1812 году красуется бюст французского императора. В то же время маршал Кутузов, которого западные историки в один голос называют лентяем, подобной чести не удостоился.
Читайте также: Бородинское сражение
Примирение памяти
«Я испытываю огромное уважение к Наполеону», – говорит Александр Кузин, глава Общественного союза пехотного полка Витебска (еще один крупный белорусский город на востоке страны). Раз в год этот отставной полковник белорусской армии надевает форму корнета царских войск с высокими черными сапогами, рединготом и двууголкой и бросается с саблей наголо в столь любимые им реконструкции сражений. Кроме того, туристы посещают Бешенковичи (восток страны), где император отдыхал под сенью дуба (недавно его срубили), и постоялый двор в Смогрони (северо-запад), где он забыл свою треуголку.
Чтобы примирить историческую память двух стран, парламентская ассамблея России и Белоруссии организовала в начале июля путешествие по следам Великой армии и императора Александра для ста кадетов (50 российских и 50 белорусских подростков). В конце путешествия в Полоцке (север Белоруссии) эти молодые люди в военной форме, черных галстуках и белых рубашках возложили венок у памятника неизвестному солдату в войне 1812 года. Одетый в рясу тех времен священник отдал дань памяти всем неизвестным жертвам. Днем они отправились на реконструкцию боев между польскими артиллеристами 17-й дивизии маршала Домбровского со стрелками 3-й западной армии генерала Ланжерона, французского дворянина, который воевал на стороне России.
«Кем был Наполеон? – спрашиваем мы у Виталия. – Военным гением, просвещенным лидером или кровавым деспотом?» «Можете задать точно такой же вопрос по поводу Сталина», – метко отвечает 14-летний россиянин. Его приятели прыскают от смеха. Затем каждая группа садится в свой автобус: россияне - с одной стороны, белорусы - с другой…