Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Митт Ромни сказал, что Барак Обама бросил Израиль под колеса автобуса. Самого себя Обама бросил под колеса автобуса. Почему? Потому что в 2009 году перед новоизбранным президентом США стояла сложная задача: остановить ядерный проект Ирана мирным путем, избежав атаки на эту страну.
С одной стороны, Обама не мог позволить существование ядерного Ирана. Ядерный Иран - это ядерный Ближний Восток, ядерный мир и международный хаос. С другой стороны, Обама не мог позволить себе войну с Ираном. В соответствии с его мировоззрением, с учетом психологической травмы, связанной с войной в Ираке и Афганистане, о силовом противостоянии с шиитской державой не могло быть и речи.
Поэтому уже в самом начале своей каденции Обама был обязан начать бескопромиссную борьбу с иранской раковой опухолью посредством химиотерапии: блокировать Тегеран политически и экономически, ввести жесточайшие, парализующие санкции. Но Обама этого не сделал. Он пытался вылечить онкологическое заболевание с помощью гомеопатии, которую он назвал «переговорами». Одновременно Обама порекомендовал больному заняться йогой, перейти на вегетарианское питание и начать читать по вечерам псалмы.
Когда президент наконец изменил стратегию, он по-прежнему продолжал действовать крайне неторопливо и осторожно. Поскольку Обама не хотел, чтобы цены на нефть подскочили в канун выборов 2012 года, он решил воздержаться от однозначного дипломатического конфликта с Тегераном. Результат этой провальной политики был продемонстрирован на спутниковых снимках, представленных МАГАТЭ на прошлой неделе: злокачественная опухоль иранского атома распространяется, давая метастразы.
Теперь, похоже, химиотерапии будет недостаточно. Теперь США стоят перед тем самым выбором, которого они должны были всеми силами избежать: бомба или бомбардировка. Признание своего провала и неспособности справиться со смертельной болезнью или удаление раковой опухоли с помощью рискованной операции, которая будет связана с кровопролитием.
Биньямин Нетаньяху полагает, что Обама бросил его под колеса автобуса. Нетаньяху ошибается. Самого себя Нетаньяху бросил под колеса автобуса. Почему? Потому что в 2009 году перед новоизбранным премьер-министром Израиля стояла сложная задача: остановить ядерный проект Ирана мирным путем. Путем тесного сотрудничества с Соединенными Штатами.
С одной стороны, Нетаньяху понимал иранскую задачу лучше любого иного политика в мире. С другой стороны, Нетаньяху знаком с Америкой лучше любого иного израильского лидера. Поэтому Нетаньяху был нужным человеком в нужном месте. В его силах было добиться создания эффективного американо-израильского союза в борьбе с Ираном. Но у Нетаньяху есть два слабых места: чрезмерная подозрительность и излишняя экономность. Подозрительность всегда приводит его к тому, что вместо создания доверительных отношений с партнерами, он вновь и вновь превращает их в своих противников. Экономность всегда приводит его к тому, что он оказывается не в состоянии внести небольшую плату для приобретения важного имущества. Он не умеет жертвовать пешками, чтобы защитить короля.
Поэтому Нетаньяху не захотел заплатить поселениями, чтобы остановить иранские центрифуги. Поэтому он не сумел укрепить международную легитимность израильских действий. Премьер-министр не нашел пути к сердцу президента США. Наоборот, он заставил президента ненавидеть его. Его действия привели к тому, что не Иран воспринимается в мире, как угрожающий фактор, а Израиль. Его действия привели к тому, что в самый критический момент отношения между Израилем и США находятся в самом удручающем положении за всю их историю.
Между Обамой и Нетаньяху мало общего. Обама - президент севроамериканской сверхдержавы, Нетаньяху - глава правительства маленькой страны на Ближнем Востоке. Обама - либерал, пытающийся превратить Америку во Францию, Нетаньяху - консерватор, пытающийся превратить Израиль в Америку. Но Обаму и Нетаньяху ожидает общее фиаско. Если они не придут в себя в самое ближайшее время, они войдут в историю, как два политика, которые дулись друг на друга, словно малые дети, вместо того, чтобы сообща спасти мир от общей опасности. В итоге они оба могут быть выброшены историей под колеса автобуса.