Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нам нужен новый Североатлантический договор

© коллаж ИноСМИв 2009 году ЕС и НАТО шли на уступки России
в 2009 году ЕС и НАТО шли на уступки России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После распада советского блока ни одна европейская страна-член НАТО не захотела направить на оборонные нужды политические и финансовые средства, которые были бы необходимы без участия США. Таким образом, все стратегические концепции НАТО были последовательно разработаны по инициативе США и отвечали задачам в сфере защиты их интересов в мире после окончания холодной войны.

После распада советского блока ни одна европейская страна-член НАТО не захотела направить на оборонные нужды политические и финансовые средства, которые были бы необходимы без участия США. Таким образом, все стратегические концепции НАТО были последовательно разработаны по инициативе США и отвечали задачам в сфере защиты их интересов в мире после окончания холодной войны. Вашингтон стремился не допустить появления нового альянса, способного стать для него угрозой, получить отдачу от инвестиций в НАТО путем переориентации его сил на внешние операции и возможность использовать пространство, а также наземные, морские и воздушные опорные пункты в Европе.


Американская оборонная политика, которую определил президент Барак Обама в последней стратегической доктрине, указывает на смещение центра тяжести американских интересов в сфере безопасности (они, кстати говоря, вовсе не обязательно совпадают с нашими) в строну Азиатско-Тихоокеанского региона и сокращение инвестиций США в оборону и безопасность Европы.

Гонка вооружений, растущее стремление некоторых государств к могуществу, распространение ядерного оружия и нестабильность в географическом окружении Европейского Союза – все это основные риски для безопасности наших сограждан. Недостаточный политический вес ЕС по отношению к США, России и Китаю в острейших кризисных вопросах вызывает тревогу. Над европейцами нависла опасность быть втянутыми в серьезнейший кризис в результате противостояния между геополитическими объединениями глобальных масштабов, не имея возможности отстоять независимость в принятии решений.

Читайте также: Как провалился план США по созданию «арабского НАТО», направленного против Ирана

В концепции единой европейской оборонной политики, которую разрабатывают уже порядка полутора десятков лет, прослеживаются два главных минуса: она не направлена на защиту европейской территории и по сути является ненужным дублером ЕС/НАТО в том, что касается внешних операций. Нам нужно выйти за границы этой концепции и предложить настоящую европейскую оборонную политику, которая предоставит Европейскому Союзу средства для защиты своей территории и геостратегической независимости в мире.



Одним из первых шагов должен стать пересмотр Североатлантического договора, который лег в основу военно-политической организации под названием НАТО. Нашей целью должна стать адаптация трансатлантической связи к новым стратегическим реалиям путем передачи европейцам ответственности за их безопасность в соответствии с их собственными политическими и стратегическими интересами (они не всегда совпадают с интересами тех стран НАТО, которые не входят в Европейский Союз).

Входящие в НАТО государства-члены Европейского Союза полагают, что их общая оборона осуществляется в рамках НАТО в силу статьи 5 Североатлантического договора («Стороны договариваются о том, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них (…) будет рассматриваться как нападение на всех; (…) в случае такого вооружённого нападения каждая из них (…) участвует во взаимопомощи). Тем не менее, статья 42.7 Лиссабонского договора прописывает куда более жесткие условия в плане совместных действий в случае вооруженного нападения (другие государства-члены должны оказать помощь и содействие всеми возможными средствами).

Также по теме: Присутствие НАТО усиливается


ЕС больше не может основывать свою безопасность на существующей неустойчивой системе, в которой сосуществуют национальные оборонные политики, европейская оборонная политика с ограниченными возможностями для решения кризисов и НАТО, которое по факту находится под контролем США. Чтобы определить эти новые отношения, Европейскому Союзу нужно заняться разработкой новой оборонной стратегии (нынешняя была составлена в 2003 году и лишь слегка отредактирована в 2008 году, а ее анализ угроз слишком сильно завязан на американской доктрине в ее версии «после 11 сентября») с учетом всех угроз и рисков и, в первую очередь - тех из них, которые расположены в его непосредственном географическом окружении. Кроме того, необходимо будет установить оборонные отношения с соседями ЕС и прежде всего - с Россией (она, кстати, и сама это предлагала) и Средиземноморьем. Особое внимание здесь также следует уделить Турции, которая стремится в Европейский Союз и играет стратегическую роль в регионе.

Независимую оборонную политику Европы нужно выстраивать на основе трех главных задач, которые выдвинул кандидат Франсуа Олланд в марте 2012 года: развитие связей со всеми нашими европейскими партнерами; изучение всех возможностей для рационализации военных структур в странах-членах Евросоюза; консолидация европейской технологической и промышленной базы. Сейчас нам нужны несколько государств-локомотивов, чтобы начать движение по этому пути, столь не похожему на современное восприятие оборонной политики, которая нацелена на формирование жесткого ядра, объединяющего в себе все оборонные средства. Но они и впредь будут недостаточными.

Безопасность Европейского Союза должна стать общим делом всех его членов.

Франсуа Ривер (François Rivert), генерал ВВС, бывший военный эксперт в Европейской комиссии, депутат Социалистической партии.