Газпром сдает позиции. Через две недели после новости о прекращении совместного с Total освоения гигантского Штокмановского месторождения в Арктике, мировой лидер в производстве газа сообщил о 23% снижении доходов за первый квартал 2012 года. Хуже того, Европейская комиссия дала старт разбирательству по подозрению в причастности российской компании к нечестной конкурентной борьбе и манипуляции ценами в пяти странах Центральной Европы, в том числе - в Польше.
Кремль задели за живое: во вторник президент подписал указ о защите «стратегических интересов» России. На деле это означает следующее: у государственной компании «Газпром» нет ни малейшего желания сотрудничать с Брюсселем. Официальный представитель предприятия Сергей Куприянов обвинил Брюссель в стремлении решить свои финансовые проблемы за счет России и добиться с помощью следствия снижения тарифов на газ. Как следствие, газовый гигант намерен активизировать инвестиционные проекты в Азии в ущерб европейским клиентам. Поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион должны сравняться с объемами экспорта в Европу, уточнил пресс-секретарь компании.
Читайте также: По мнению Путина, Центральная Европа виновата в противоречиях между россией и ЕС
Все эти угрозы со стороны Газпрома и Владимира Путина свидетельствуют о неустойчивом положении российской компании, чье лидерство в мире сегодня слабеет.
Сланцевый газ
По данным Управления по энергетической информации США (EIA), развитие добычи сланцевого газа в Америке приведет к снижению закупок голубого топлива из России с 73,6 миллиарда кубометров в 2010 году до 8,5 миллиарда в 2020 году.
В Европе, на которую приходится большая часть продаж Газпрома, его историческая политика долгосрочных (до 30 лет) контрактов оказалась под пристальным надзором и тоже дышит на ладан. «Условия, в которых работали газовые рынки десять лет назад, кардинальным образом изменились», напомнил вчера европейский комиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния (Joaquin Almunia). Ограниченных скидок, с помощью которых компания пытается сохранить клиентов (в частности - GDF Suez), может оказаться уже недостаточно. Разница между предлагаемыми ею тарифами и ценами на спотовом рынке может достигать 100-120 долларов за тысячу кубометров. В результате «европейские клиенты начнут вести бизнес в другом месте», уверены в британском аналитическом центре Global Data.
Также по теме: Короткие лапы Газпрома
Наконец, политика диверсификации поставок с помощью азиатского рынка, вызывает сомнения. В настоящий момент компания вовлечена в тарифный конфликт с Китаем, крупнейшим мировым потребителем. Кроме того, ей приходится иметь дело с конкуренцией Казахстана, некоторые из месторождений которого разрабатываются государственным предприятием CNPC. Рентабельность проекта строительства газопровода с Сахалина (основное месторождение на востоке России) в порт Владивостока также вызывает вопросы.
«Государство вынуждено субсидировать этот проект в объеме 300 миллионов долларов в год, тогда как его общая стоимость составит, по меньшей мере, 12 миллиардов», - уверен Михаил Крутихин из Rus Energy. По его словам, Газпром - это «паразит на теле российского государства и дойная корова для отдельных кремлевских чиновников».