Сегодня участники протеста отметят годовщину движения Occupy Wall Street митингами более чем в 30-ти городах по всему миру, включая марш на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Марш должен пройти недалеко от места, в котором родилось движение.
Однако, первый день рождения движения без организационной иерархии и программы действий может оказаться последним – сейчас последние городские лагеря Occupy закрываются, и интерес к нему идет на спад.
Социолог Городского университета Нью-Йорка Эктор Кордеро-Гусман (Hector Cordero-Guzman), изучавший движение, считает, что оно оставило заметный след. Многие из его требований и часть риторики, - в частности лозунг «Нас – 99%!» - вошли в мейнстримную политику.
Occupy, по его словам, «изменило тематику политических выступлений по сравнению с прошлым летом. Неравенство доходов, роль денег в политике, влияние Уолл-Стрит – все эти темы появились в президентской кампании. В ней теперь звучат вопросы о Bain Capital и налоговой декларации Митта Ромни (Mitt Romney)».
Имеются в виду заявления демократов о том, что инвестиционная компания республиканского кандидата получала прибыли, сокращая рабочие места в компаниях, которые она покупала, а также требование к Ромни опубликовать больше информации о своем подоходном налоге.
В субботу около 300 человек приняли участия в марше в Нью-Йорке. Это был первый из трех дней митингов, семинаров и иных мероприятий в честь годовщины начала протестов, участники которых впервые собрались 17 сентября прошлого года в Зукотти-парке в Нижнем Манхэттене.
Как сообщила полиция, в субботу были арестованы не меньше десятка демонстрантов, в основном - по обвинениям в нарушении общественного порядка.
Между тем, лагеря Occupy продолжают сворачиваться.
Неделю назад участники Occupy ушли от здания правительства Огайо в Колумбусе. Город потребовал от них разойтись, так как они не получили разрешение, стоившее 100 долларов, и не внесли залог на сумму в 500 долларов, как минимум.
В субботу в Тампе участники Occupy покинули частный парк, в котором они находились восемь месяцев с разрешения владельца. Жители соседних домов жаловались, что палаточный городок превратился в неприятное зрелище и населен в основном бродягами.
Джаред Хэмил (Jared Hamil) из Occupy Tampa считает, что движение перерастет в сеть из небольших групп.
Во время партийных съездов этого лета способность Occupy организовывать большие уличные протесты выглядела исчерпанной.
Кордеро-Гусман предполагает, что движение переживет утрату городских лагерей. По мнению исследователя, оно меняется: «Сейчас они вошли в период второй волны. Связи установились, участники создали свои социальные сети. Лагеря теперь нужны им не так сильно, как раньше».