Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Воспитание сознания и сознательное общество

© REUTERS / Umit BektasМаленький житель города Кызылджахамама, Турция
Маленький житель города Кызылджахамама, Турция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Анджелина Джоли, посланник ООН, в ходе своего визита одобрила принятые Турцией меры по созданию условий для беженцев. Услышав эту новость, знающий, но бессознательный человек испытает радость. Сознательный же остановится на мысли: «Этот визит, должно быть, преследует цель поддержать политику США по Сирии». А американская политика состоит в том, чтобы разжечь войну, столкнув Турцию и Сирию.

Вопрос, является ли наше общество сознательным, обсуждается уже практически постоянно. Что такое «сознание общества»? Это значит в нужном месте и в нужное время суметь отреагировать на определенные события, поддерживать в обществе справедливость и препятствовать заблуждению, делать выбор, осознанно и рационально оценивая его последствия, чувствовать ответственность за направление развития общества, влиять на общественную жизнь через различные формы участия. В нашем обществе мы этого не наблюдаем.

В Северной Европе образцы такого социального поведения распространены достаточно широко. Они преобладают и в Европе в целом. В США этот показатель находится на низком уровне, и его проявления заметны преимущественно в университетах. В Турции степень социальной ответственности и участия в жизни общества чрезвычайно мала.

Почему? Причина состоит в разнице между понятиями «знание» и «сознание». «Знать» – значит владеть знаниями по какому-либо вопросу. В нашем обществе и культуре это предполагает «иметь диплом», для нас достаточно этой ступени. «Осознавать» – значит понимать, что представляет собой приобретенное знание, откуда оно происходит, кому и каким целям служит.

Читайте также: Место России, Ирана и Турции в мире


Прекрасная киноактриса Анджелина Джоли, спецпосланник управления верховного комиссара ООН, во время посещения Турции изучала условия жизни сирийских беженцев. В результате Джоли одобрила принятые Турцией меры по созданию условий для беженцев. Услышав эту новость, знающий, но бессознательный человек испытает радость. Сознательный же остановится на мысли: «Этот визит, должно быть, преследует цель поддержать политику США по Сирии». Американская политика в сирийском вопросе состоит в том, чтобы разжечь войну, столкнув Турцию и Сирию. В этом и заключается различие между «знанием» и «сознанием».



Однако как воспитывается сознательный человек? В сознательной семье.

Сознательная семья

Первая образовательная среда сознательного человека – это «сознательная семья», которая интересуется, исследует, изучает то, как развивается ребенок. Сознательная семья отслеживает общественные проблемы, она знает их и оценивает. Такая семья неразрывно связана с культурой, в ее доме есть книги, здесь обо всем говорится, и каждый в цивилизованной форме имеет право голоса. Это семья, которая правильно впитала жизненные ценности и передает эти ценности своим детям. Сознательная семья участвует в жизни своих детей и выбирает их образовательную траекторию, исходя из определенных критериев. Иными словами, такая семья знает, что и зачем делать, и воспитывает младшее поколение, размышляя над тем, для каких целей все это делается. Для детей, воспитанных таким образом, характерно чувство как индивидуальной, так и социальной ответственности, у них развивается самоконтроль и способность видеть, принимать и исправлять ошибки. Общество личностей, воспитанных таким путем, образует «сознательное общество».

Также по теме: Турция может войти в Евразийский Союз?

Сознательная школа

В воспитательном процессе «сознательная школа» знает, зачем и как учить. Она ориентирована на образование, приоритет которого -  формирование сознания учащихся. Вместе с тем число школ с такой образовательной философией гораздо меньше, чем кажется. Большинство наших школ ориентировано на образование в соответствии с требованиями мирового рынка, а это в результате означает парадигму, ориентированную на выбор профессии по принципу престижа и денег.

Вовлеченная во всеобщий поток молодежь, выбирая свой профессиональный путь, направляет все свои силы на приобретение репутации и денег. Молодое поколение считает успешной ту профессию, которая помогает добиться этой цели. При этом «сознательной школе», стремящейся остаться вне этого потока, весьма сложно оторваться от «стада».

Читайте также: Лидер сирийской оппозиции критикует США


В чем правда жизни?

На вопрос, что такое счастье, Зигмунд Фрейд ответил: «Любить и работать». Сегодня часто говорится о любви, но мы видим, что это понятие утратило свое значение. Любовь – это не чувство и не эмоции, это сознание. Любить – значит осознавать «почему». Работа тоже не должна быть занятием, служащим только одной цели – заработать. Работа подразумевает творчество или обязанность, которая позволяет обогатиться тому, кто ее выполняет. Любовь и работа, сегодня утратившие свои истинные значения, делают людей не счастливыми, а несчастными.

Сознательный человек знает, что, зачем и почему он делает, кому и для чего служит то, что он делает. Сознательное общество задумывается о том, куда оно идет. Это общество людей, способных призвать к ответу за ошибки и самостоятельно управлять своей жизнью и осознающих личную ответственность. Все остальное - детали.