Не меньше 20 лет подряд сменявшие друг друга правительства обещали реформировать и модернизировать британскую систему уголовных судов, чтобы они могли эффективнее обеспечивать правосудие, чтобы стало меньше волокиты, и чтобы жертвам не приходилось больше толкаться локтями с преступниками. Пока ни одна из попыток реформы не увенчалась успехом. Когда бывший комиссар столичной полиции сэр Пол Стивенсон (Paul Stephenson) наблюдал на прошлой неделе вместе с нашей газетой слушания в Магистратском суде Вестминстера, он заключил, что суды у нас «медленные, забюрократизированные и выглядят крайне разочаровывающе».
Люди, которые приходят в уголовный суд как свидетели или обвиняемые и ждут часами, только чтобы в итоге оказалось, что слушания переносят из-за потери документов или чьей-то неявки, согласятся с выводом сэра Пола. Многие мелкие дела, которые создают затор в системе, вообще не должны были бы попадать в суд. Сэр Пол совершенно справедливо недоумевает: что водитель велорикши, обвиненный в «препятствовании дорожному движению», делал на скамье подсудимых, если с его делом легко можно было разобраться без сложных процедур уголовного процесса?
Читайте также: Британский иммиграционный тест
Сэр Пол с похвалой отзывается о магистратах, решения которых он считает в основном справедливыми, хотя его удивило, что за буйное поведение наказывают штрафом, а за вождение без страховки нарушителя, который уже доказал нежелание повиноваться закону, лишают прав всего на шесть месяцев. Однако тот факт, что обвиняемых «без постоянного места жительства» часто выпускают под залог, вызвал критику с его стороны. Вполне очевидно, что такие люди зачастую не будут являться на слушания – и, действительно, они не являются. В результате ресурсы суда и общее время тратятся впустую.
Реформа судебной системы должна стать непосредственным приоритетом. Новому министру юстиции Крису Грейлингу (Chris Grayling) нужно принять меры по модернизации системы, чтобы уменьшить волокиту, повысить эффективность работы и сделать так, чтобы визит в суд перестал устрашать свидетелей. Мы не недооцениваем масштаб этой задачи или ее трудность. Однако энергичный и заинтересованный министр, бесспорно, сможет хотя бы изменить процедуры так, чтобы минимизировать риск неявки обвиняемого. Мы уверены, что г-н Грейлинг, если он постарается, сможет преуспеть там, где его предшественники потерпели столь плачевное поражение.