Экономика – это наука об управлении редкостями. Во всяком случае, именно это узнает каждый студент на первых занятиях. Как лучше всего распорядиться ограниченными ресурсами (сырьем, капиталом и рабочей силой), чтобы извлечь из них наибольшую выгоду для себя и для общества?
Таким был и остается главный вопрос, который занимает умы ведущих экономистов. Однако это, разумеется, далеко не единственная проблема. Что лучше, свободный рынок или рациональное планирование и коллективизм? Как восполнить пробелы, добиться справедливого распределения этих редких ресурсов, помешать нескольким хищникам подгрести все под себя? Короче говоря, как устроить лучшую жизнь?
А что если экономика выбрала неверный объект? А, может быть, сам объект экономики давно изменился? Разве экономические ресурсы обязательно редкая вещь? Действительно ли так необходимо их беречь? И разве понятие редкости не относится к другим ресурсам помимо тех, что питают механизмы экономики?
Читайте также: Шувалов об экономике и политике
И не стоит ли адаптировать экономические теории к новым условиям?
Именно такой, незаметный на первый взгляд вопрос поднимают размышления о позитивной экономике. Взять хотя бы природные ресурсы: они, безусловно, ограничены. Никто в этом не сомневается. Но человек сейчас так активно ведет их добычу, применяя для этого новые (причем иногда спорные) методы, что нехватки по сути не ощущается. Может быть, это неправильно. Может быть, нам следовало бы уже сейчас начать учиться экономить, потому что, как ни крути, однажды…
Однако факт остается фактом, и сегодня дефицита не наблюдается даже на рынке углеводородов. Кроме того, в условиях глобализованной экономики рабочая сила тоже кажется чем-то неисчерпаемым. Как ни парадоксально, но нехватка регулярно ощущается как раз таки с возобновляемыми ресурсами, такими как, например, рыбные резервы и сельскохозяйственные культуры.
К тому же, редкими становятся и такие вещи, которые вовсе не обязательно имеют большое экономическое значение (по крайней мере, напрямую), например, чистый воздух или семейные ценности.
Также по теме: Винить во всем богатых совершенно бессмысленно
В то же время, некоторые товары, некоторые факторы производства на деле оказываются гораздо более обильными и доступными, чем ожидалось. Что касается продукции, переход на цифровые носители, например, позволяет бесконечно копировать блага, которые некогда были уделом немногих (речь идет в частности о музыкальных файлах). Что касается факторов, (в первую очередь коллективный) интеллект может служить прекрасной тому иллюстрацией. Сегодня он представляет собой ключевой производственный фактор. Ведь если у одного человека есть много идей, это не значит, что остальные не могут ничего изобрести. Совсем наоборот!
Обмен идеями зачастую лишь способствует их реализации. С появлением информационных технологий они уже отнюдь не являются редкостью. Теперь нам нужно сделать так, чтобы интеллект принес как можно лучшие плоды, причем повсюду. То есть, нам следует способствовать не конкуренции, которая служит основой эффективного рынка, а оптимальному распределению. Так, может, для этого стоит изобрести новые экономические механизмы?
На открытии посвященного позитивной экономике форума в Гавре Жак Аттали (Jacques Attali) сделал верное замечание: индивидуализм, который так стимулируют наши экономики, безусловно, представляет собой одну из причин возникновения текущего кризиса. Но как тогда экономика сможет организовать новую солидарность и взаимодействие идей?