Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сотни тысяч беженцев в Иордании

2 миллиона палестинцев, 600 000 сирийцев и иракцев… Иорданское королевство принимает на своей земле множество беженцев. Но как же этой маленькой стране с населением менее 6,5 миллионов удается справляться с таким наплывом людей?

© REUTERS / Muhammad HamedСирийские беженцы в иорданском лагере в г. Мафрак
Сирийские беженцы в иорданском лагере в г. Мафрак
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2 миллиона палестинцев, 600 000 сирийцев и иракцев… Иорданское королевство принимает на своей земле множество беженцев. Но как же этой маленькой стране с населением менее 6,5 миллионов удается справляться с таким наплывом людей? Иорданские власти осознали, что приток сирийских беженцев вряд ли иссякнет в ближайшее время.

3 сентября Иордания обратилась к международным спонсорам с призывом собрать 700 миллионов долларов для помощи сирийским беженцам, растущий приток которых начал выходить за рамки возможностей государства.

С начала восстания в Сирии в марте 2011 года Иордания приняла на своей территории 240 000 сирийцев, в том числе 185 000 беженцев. Первыми в Иорданию прибыли те, у кого есть здесь родственники и друзья. Большая часть из них расположились в Аммане.

Тем не менее, насилие в Сирии продолжало набирать обороты, и в Иорданию начали двигаться все больше людей без каких-либо знакомств или связей. Многие нашли приют на севере королевства, в городах Ирбид и Рамта, где сейчас уроженцы Сирии занимают целые здания.

В конце июля Амман официально открыл первый лагерь для беженцев Заатари. Он расположен в пустынной зоне всего в нескольких километрах от сирийской границы. В нем проживают почти 25 000 сирийцев. Невыносимая жара и пыль, которую поднимает ветер, делают условия жизни чрезвычайно тяжелыми. В будущем в лагере могут оказаться до 110 000 сирийцев.

Иорданские власти осознали, что приток сирийских беженцев вряд ли иссякнет в ближайшее время. По информации Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в Иорданию ежедневно прибывают 1000 сирийцев. За последние несколько месяцев их число резко возросло. До такой степени, что иорданское правительство и гуманитарные организации не уверены в способности лагеря Заатари вместить всех людей.

Читайте также: Трансформации и война на Ближнем Востоке

Больше половины иорданцев – палестинцы

Иордания считается главным убежищем в арабском мире. Зародившийся на обломках Османской Империи эмират Трансиордания был разделен по окончанию Первой мировой войны. Независимость он получил 25 мая 1946 года по окончанию британского мандата.

В 1949 году Трансиордания превратилась в Иорданское Хашимитское Королевство. История этого возникшего в результате геополитических игр государства во многом определялась ходом палестино-израильского конфликта. После арабо-израильской войны 1948 года Иордания аннексировала западный берег реки Иордан и предоставила гражданство всему проживавшему на той территории арабскому населению. По окончанию шестидневной войны 1967 года Израиль вернул себе западный берег Иордана, установив тем самым современные границы страны.

По данным иорданского правительства, палестинцы составляют порядка 50% населения страны. Однако официальные цифры, безусловно, не отражают реального положения дел. На палестинцев приходится 70% находящихся на территории государства людей, большая часть которых обладают иорданским гражданством. Как бы то ни было, Ближневосточное агентство ООН по помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) признает лишь 30% из них палестинскими беженцами: речь идет о беженцах войн 1948 и 1967 годов, а также их детях и внуках, которые были рождены в Иордании и внесены в ооновский список. Они служат для Аммана серьезной общественно-экономической силой.

Тем не менее, с политической точки зрения большинство палестинцев считают себя «иностранцами» в Иордании и продолжают лелеять мечту о будущем палестинском государстве. Все это лишь подпитывает неопределенность вокруг понятия иорданского самосознания, что ставит под угрозу национальное единство страны, которое сменявшим друг друга королям Иордании до сих пор все же удалось сохранить.

Также по теме: «Правила и нарушения» в замысловатой игре на Ближнем Востоке

Другая диаспора – иракцы

Кроме того, Иордания пострадала и от конфликта в Ираке. Американское вторжение в Ирак вынудило бежать из страны немало людей. Как утверждают в Аммане, на иорданской территории в настоящий момент находятся почти 450 000 иракцев. Хотя в действительности их намного больше. Иракцев рассматривают скорее как гостей, а не беженцев, что гарантирует безопасность и уважение, но не позволяет получить официальный статус.

Они живут на периферии столицы в тяжелых условиях. Чтобы остановить приток новых иммигрантов, власти все больше ужесточают условия выдачи разрешения на проживание.

Иордания до сих пор не подписала международную Конвенцию о статусе беженцев 1951 года. Тем не менее, она не оставляет без внимания проблемы беженцев, а иорданцы – доброжелательные и гостеприимные люди. Как бы то ни было, различные диаспоры создают серьезные проблемы для маленького (92 000 квадратных километров – в шесть раз меньше Франции), бедного и засушливого королевства, чья экономика не может положиться на большие природные ресурсы и во многом зависит от международной помощи.



За последние месяцы страна уже несколько раз пыталась бить тревогу, утверждая, что у нее нет возможности удовлетворить потребности всех беженцев, которые оказывают давление на рынок недвижимости, государственные службы, здравоохранение, образование, водные и энергетические ресурсы. На севере страны перебои с водо- и электроснабжением происходят все чаще.

Читайте также: Рекордное количество беженцев покидает Сирию

Стране, которая располагает чрезвычайно бедными водными ресурсами, приходится ежедневно поставлять до 100 000 литров воды для одного только лагеря Заатари. Это не говоря уже обо всех остальных… Все это стоит Амману 14 000 долларов в день. В общей сложности государству до конца года придется потратить порядка 360 миллионов долларов на удовлетворение потребностей беженцев.

Школы и больницы переполнены. Среди иорданского населения растет недовольство: люди призывают правительство провести социальные и экономические реформы. «Иорданцы оказывают большую поддержку сирийскому народу, но их начинает злить, что беженцы потребляют ресурсы страны», – утверждает генеральный директор Community Media Network Дауд Хаттаб.

Кроме того, наплыв беженцев создает проблемы и с точки зрения безопасности, в первую очередь на границах. За последние недели между иорданской и сирийской армиями произошло несколько инцидентов. Сирийские снайперы нередко открывают огонь по бегущим из страны мирным жителям. Чтобы защитить их, иорданские солдаты вступают в перестрелку с сирийскими военными.

При всем этом Иордания уже приняла ряд мер для того, чтобы попытаться взять под контроль присутствие беженцев. Всех сирийцев из неофициальных лагерей перевели в Заатари. Они обязаны находиться там и не имеют права уехать.

Также по теме: СМИ о возвращении Ирака к гражданской войне

Политический нейтралитет


Иорданское правительство активно работает в гуманитарной сфере и придерживается осторожной политики. Амман всегда старался не занимать ничьей из сторон, касается ли то американского вмешательства в Ираке или восстания в Сирии. Правительству приходится удовлетворять свои зачастую противоречивые интересы: предлагая помощь беженцам, оно остается союзником не только Саудовской Аравии и Катара, но и американцев, которые предоставляют ему значительную экономическую поддержку.

В Аммане находятся также несколько сбежавших высокопоставленных чиновников сирийского режима, в том числе бывший премьер-министр Рияд Хиджаб. Тем не менее, иорданское правительство старается поддерживать отношения с Дамаском в силу важности двусторонних торговых связей.

Читайте также: Революция на Ближнем Востоке только начинается

Исламистская оппозиция стремится дестабилизировать власть


Некоторые иорданские аналитики обеспокоены растущим влиянием исламских организаций, которые передают беженцам продовольственную помощь и ухаживают за ранеными в импровизированных диспансерах. Кроме того, превращаются они и в брачные агентства. Молодые исламисты из Саудовской Аравии отправляются в лагеря беженцев за женами. «Они говорят, что помогают им, хотя на самом деле лишь пользуются этими девушками, у которых нет будущего», – говорит Дауд Хаттаб.

Иорданские власти не спускают глаз с «Братьев-мусульман», которые представляют собой главную оппозиционную силу. Исламская организация уже пригрозила бойкотировать намеченные на конец года парламентские выборы в знак протеста против недавних поправок в избирательное законодательство. «Братьев-мусульман» же обвиняют в том, что они пытаются воспользоваться проблемой беженцев, чтобы создать еще большую напряженность в политической ситуации в стране.

Уже больше года сотни оппозиционеров еженедельно выходят на улицы, чтобы выразить протест против коррупции и потребовать демократических и экономических реформ. Таким образом исламистская оппозиция пытается ужесточить общественное протестное движение. Народное недовольство в стране с каждым днем ощущается все острее. Что не может не беспокоить короля Абдаллу, который стремится любой ценой избежать распространения арабской весны на его государство.