Нападение на американское посольство в Ливии в день одиннадцатой годовщины теракта 11 сентября и убийство посла Криса Стивенса нельзя рассматривать как заурядный террористический акт или покушение на убийство. Это стало важным знаком, указывающим на риски, подстерегающие нас в эру глобализации, и глубокие политические и социальные трансформации. Так, вслед за событиями в Ливии, протестные демонстрации и акции распространились и в других государствах.
Прежде всего, данный инцидент показывает пугающую силу интернета и коммуникационных технологий, способных мобилизовать широкие массы. Для подобного рода событий не требуются ни крупные денежные средства, ни масштабная организация, ни продолжительное время, ни достоверные сведения. Необходимы только интернет и коммуникационные технологии, которые в глобальном масштабе распространят определенные образы и эмоции. При этом - непредсказуемо, кто и когда сможет выбрать момент для приведения в движение толпы, что предполагает серьезную опасность и нестабильность на международной арене.
Как показывают последние события, для обеспечения стабильности в новой глобальной среде необходимы два элемента: управление образом и управление эмоциями. Коммуникационные технологии позволяют быстро провоцировать эмоции, которые легко формируют образ «друга» или «врага». Ряд исследователей называет современное мировое взаимодействие «геополитикой эмоций» и полагает, что политикой мира управляют чувства страха, унижения и надежды. При этом, образы определяют, какое чувство, каким образом и на кого направлено. В контексте последних событий рассмотрим, как взаимодействуют чувства и образы, и что они подразумевают для нестабильной структуры отношений ислама и Запада.
Читайте также: Почему они нас ненавидят
При нападении на американское посольство имели место протестные акции в отношении размещенного в интернете фильма, оскорбляющего чувства верующих. В сущности, этот фильм спровоцировал толпу путем унижающей риторики на основе культурных и религиозных предубеждений. Мобилизация масс может быть вызвана двумя причинами: первая – техническая (интернет), вторая – эмоциональная (определенные символы, обращенные к типичным предрассудкам). Говоря о значении технического измерения, необходимо отметить, что, если бы не интернет (Youtube), информация о фильме могла не достичь адресата, - так же, как могло и не последовать эмоциональной реакции.
Что касается провокации эмоций, изначально было объявлено, что создателем фильма является американец израильского происхождения Сэм Бэсайл. «Американец» и «Израиль» – ключевые слова, пробудившие массы. Распространявшие эти слова лица прекрасно понимали, что, где бы они ни прозвучали, они способны мобилизовать мусульман. Так, впоследствии возникли споры относительно того, является ли Сэм Бэсайл реальным человеком. Как сообщили играющие в фильме актеры, в действительности они полагали, что играют другие роли, при этом один из актеров был изображен Пророком и озвучен после того, как он принял участие в съемках. Теперь уже не имеет значения, что это был любительски снятый фильм, который невозможно воспринимать серьезно, - поскольку стрела уже сорвалась с тетивы, активировав образы и эмоции.
Нет необходимости говорить о том, что фильм не имеет никакой связи с американским руководством. Однако, благодаря образам, конструируемым вышеупомянутой «триадой эмоций», мишенью стали руководство США и американское посольство. После выдвижения тезиса Хантингтона о «столкновении цивилизаций» в общественном мнении возникает идея враждебности между исламом и Западом. Ошибки, совершенные Вашингтоном в Афганистане и Ираке после 11 сентября, привели к тому, что эта враждебность стала переплетаться с образом США. Что касается вопроса о превращении образов в протестную акцию, то здесь важную роль сыграли спровоцированные через интернет эмоции. Американское руководство, пытаясь исправить собственный образ в Пакистане и успокоить эмоции протестующих, чтобы показать, что осуждает злополучный фильм, выделило 70 тысяч долларов национальному телевидению.
Также по теме: Россия - соблазн альянса с исламизмом
Иногда образ ислама на Западе и образ Запада в исламском мире складываются из различных элементов нестабильности. Виток этих зрелых образов и эмоций за последние 10 лет представляет собой бомбу, готовую взорваться в любой момент. В этой связи сложившуюся ситуацию можно интерпретировать с трех точек зрения.
С точки зрения западного мира
Восхваляющий демократию, индивидуальные права и свободы Запад в рамках глобальных потрясений вынужден заново определять эти понятия, научиться проявлять уважение к религии, верованиям и различным культурам, которые его образуют, поскольку в глобализирующемся мире все живут в одном доме. Терпение и уважение к иудеям, буддистам, христианам должно также проявляться по отношению к исламу, при этом необходимо провести четкую черту между свободой выражения своего мнения и оскорблением и унижением.
Декларация того, что ислам должен быть открытым для критики, возможна лишь в случае проведения различий между собственно критикой и оскорблением. В противном случае западный мир, прославляющий свой плюрализм, в новом витке образов и эмоций продолжит утрачивать свой престиж. В действительности, Запад провел подобную черту по вопросу расизма. Сегодня уже никто не расценивает расистские комментарии в рамках понятия о свободе выражения собственного мнения. При этом игнорирование оскорбления религиозных верований и идентичностей может привести к новым рискам для безопасности Запада.
Читайте также: Толерантность по отношению к нетолерантным?
С точки зрения исламского мира
Одной из распространенных особенностей исламского мира является недостаток демократии. Страны, не являющиеся демократическими, где происходят манипуляции на пересечении образов и чувств народов, становятся благоприятной почвой для насилия. Большая часть населения этого пространства не верит в разницу позиции официального руководства и действий отдельных индивидов. В этой связи считается, что никто не способен ничего сделать за спиной государства. Это также создает образ, в котором народ отождествляется с руководством. В аналогичной форме для этих стран коррелируют скандальный фильм и американское руководство.
Как результат собственной политической культуры народ в авторитарных режимах отождествляет все происходящее в стране (например, наносящий оскорбление фильм) с руководством этой страны (США). Например, ответственность за сожжение экземпляра Корана американским священником возлагается на руководство США. Так, заявление президента Обамы относительно проявления уважения ко всем религиям не привело к успокаивающему воздействию на демонстрантов. В результате - в то время, как в странах с неразвитой демократией гораздо чаще обращаются к насильственным действиям, в странах, имеющих демократический опыт - таких, как Турция, население способно увидеть, что в подобного рода провокационных акциях, направленных против религиозных верований, свою роль играют некие радикальные группы, и остается более хладнокровным.
Также по теме: Оскорблять пророка ислама можно, отрицать холокост нельзя
С этой точки зрения реагировать (проявлять эмоции) на манипулятивный и провокационный фильм или карикатуру (фальсификацию образа) – значит совершить наибольшую ошибку, поскольку посыл, который стараются передать такие визуализации, связан с тем, что ислам обусловливает насилие, а мусульмане склонны к террору. При этом, опровергает или поддерживает этот посыл реакция с применением насильственных методов и кровопролитие? В результате исламский мир, который не в силах контролировать свои эмоции, не сможет управлять собственным образом. Поэтому, протесты, организованные с появлением фильма и карикатур такого низкого качества, означают проявление эмоций по отношению к элементам, которые этого не заслуживают.
С глобальной точки зрения
Интернет и коммуникационные технологии, приводя в движение общественную и политическую динамику, погрузили нас в среду, в которой зачастую неизвестно, кто с кем, против кого и с какой целью действует. Например, Госсекретарь США Хиллари Клинтон в выступлении после нападения на американское посольство выразила недоумение относительно того, как народ, которому помогали обрести свободу, мог сделать подобное. При этом, странным образом противниками ислама были мобилизованы исламистские группы в форме, которая еще более усугубила образ ислама.
Распространение коммуникационных технологий на международной арене дает возможность всем, кто имеет доступ в интернет, создать глобальное воздействие на общественное мнение. Сегодня идея или действие одного человека может оказать влияние даже в глобальном масштабе и воспламенить массы. Эти технологические возможности при активации образов и эмоций могут создавать непредсказуемые элементы нестабильности. В результате наш мир, постепенно выходя из-под контроля, приобретает волнообразные и непредвиденные формы. С какими опасными и нестабильными проявлениями, особенно - в отношениях ислама и Запада, нам предстоит столкнуться при отсутствии грамотного управления образами и эмоциями?