Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Павел Грачев - министр, который начал Чеченскую войну

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Павел Грачев останется в памяти как человек, который отправил танки на штурм парламента в 1993 году и в наступление против сепаратистской Чечни в декабре 1994 года. Он был безгранично предан Борису Ельцину, который предложил ему пост министра обороны, хотя тот был всего лишь генералом с одной звездой на погонах, получив в ответ его беспрекословное подчинение.

23 сентября генерал армии и министр обороны России с 1992 по 1996 год Павел Грачев скончался от энцефалита в подмосковном военном госпитале имени Вишневского. 25 сентября его похоронят на Новодевичьем кладбище напротив Бориса Ельцина, первого президента постсоветской России.

Павел Грачев останется в памяти как человек, который отправил танки на штурм парламента в 1993 году и в наступление против сепаратистской Чечни в декабре 1994 года. Он был безгранично предан Борису Ельцину, который предложил ему пост министра обороны, хотя тот был всего лишь генералом с одной звездой на погонах, получив в ответ его беспрекословное подчинение. Тем не менее, он был не в состоянии реформировать приходящую в упадок армию, оказался замешанным в коррупционных скандалах и побил все рекорды непопулярности к моменту отставки в 1996 году.

На помощь Борису Ельцину

Коренастая и плотная фигура, неумение говорить на публику… Этот бывший десантник и герой войны в Афганистане взлетел вверх благодаря милости Бориса Ельцина, который хотел вознаградить его за верность «демократическому» лагерю во время попытки путча сторонников жесткой линии советского режима в августе 1991 года. И очень быстро оказался исполнителем самых неприглядных поручений главы государства.

В октябре 1993 года, когда депутаты коммунисты и националисты укрылись в здании распущенного Борисом Ельциным за неподчинение парламента, министр обороны Павел Грачев согласился обратить танки против мятежников. Перед этим бойцы спецподразделений ФСБ (новое название КГБ) отказались идти на штурм. Нам платят не за то, чтобы мы стреляли в секретарей, сказали они. Грачев же сначала колебался, однако затем потребовал письменного распоряжения за подписью президента. Ельцин заставил просить себя дважды. Российские танки выехали на Кутузовский проспект и среди бела дня открыли огонь по парламенту под ошеломленными взглядами собравшихся издалека понаблюдать за происходящем прохожих.

Взять Грозный «за два часа»


В декабре 1994 года, когда президент решил отправить армию против сепаратистской чеченской провинции, Павел Грачев заявил, что сможет взять Грозный «за два часа» со всего лишь одним десантным полком. Реальное положение дел оказалось совершенно иным. Плохо приспособленные для городских боев танки горели, а юные призывники умирали «с улыбкой на губах», как сказал Павел Грачев, которого показывали вместе с президентом Ельциным на всех телеканалах в новогодний вечер.

Операция завершилась полным фиаско. Несмотря на огневое превосходство, российская армия полтора года несла потери от горстки кое-как одетых и вооруженных чеченцев. Неразбериха, грабежи и злоупотребления раскрыли истинное состояние вооруженных сил и стали последним ударом по имиджу генерала Грачева.

Решение проблемы


В августе 1996 года был подписан договор о выводе российских войск и признании независимости Чечни. Его заключение стало результатом работы генерала воздушно-десантных войск Александра Лебедя, который в скором времени стал министром обороны страны. Новый герой дня обвинил Павла Грачева в том, что тот заработал деньги на продаже вывезенных из Восточной Германии танков хорватам, сербам, боснийцам и азербайджанцам…

Ранее, в 1994 году, журналист таблоида «Московский комсомолец» Дмитрий Холодов, который рассказывал то же самое в своих статьях, был убит с помощью подложенного в чемодан взрывного устройства. Семь лет спустя его убийц из ГРУ (армейская разведка) судили и признали виновными. Выступавший на слушаниях Павел Грачев признал, что упоминал в разговорах с подчиненными необходимость решить проблему, однако подчеркнул, что не помышлял о худшем. С него были сняты все подозрения, и он смог насладиться спокойной пенсией, проработав до 2007 года консультантом в Рособоронэкспорте.