При определении демократии внимание обычно акцентируется на ее институциональных и правовых свойствах. Исходя из институциональных свойств, можно утверждать, что для отождествления какой-либо системы с демократией необходимо наличие и конкурентная борьба партий. Некоторые эксперты предположили, что было бы поспешным определять систему демократией, если в ней еще не произошла смена власти через проведение всеобщих выборов. Невозможно пренебречь и другим институциональным качеством, которое подразумевает независимость суждений. Чтобы партии могли свободно конкурировать, критиковать власть и стремиться к власти, необходимы такие правовые гарантии, как свобода организации, выражения своего мнения, печати, коммуникации.
Читайте также: Генри Киссинджер - «Законы шариата делают демократию почти невозможной»
Я не ставлю перед собой бестактную задачу – попытаться преподать вам базовые основы демократии. Вышеприведенное элементарное пояснение образует сущность того, о чем мне хотелось бы сказать. Можно попытаться образовать институциональную структуру, правовые основы демократических свобод через принятие конституций и законов. Но нельзя сохранять уверенность в том, что все реализованное в законодательной сфере обязательно приведет к возникновению демократии. Так, при рассмотрении правовой базы многих стран можно полагать, что в этих странах преобладает демократия, однако пристальное внимание на характер функционирования системы обнаруживает, что возникающая перед нами структура в значительной степени далека от демократии.
Почему может возникнуть такая ситуация? Чтобы добиться гармонии демократической системы с обществом, становится недостаточно только очертить законные рамки, необходимо их подкрепление демократической верой, духовностью и опытом. В укоренившихся демократиях наряду с институциональными и законными рамками со временем формируются вышеупомянутые духовность и опыт. В большинстве случаев в процессе созревания демократии, который движется в сторону ее укоренения, приходится платить высокую цену за далекие от демократии события и практики. Нет необходимости напоминать, что приобретение одного только всеобщего избирательного права сопровождается кровопролитной борьбой. Молодые демократии в наши дни предвосхищают достижение в гораздо более короткие сроки той степени зрелости демократии, к которой другие общества шли столетиями. И с этой целью устанавливают институциональные и законные рамки. Но так необходимые для эффективного функционирования демократии вера, духовность и опыт не возникают спонтанно. Инстинктивно начинаются нарушения, попрание демократических основ, при этом отсутствует необходимая общественная реакция, способная предотвратить этот ход событий.
Также по теме: Очередные задачи демократического движения
Вынужден отметить, что событие, произошедшее на прошлой неделе, со всей прозрачностью иллюстрирует то, о чем я хотел сказать выше. На вопросы президента Ассоциации промышленности и бизнеса Турции (TÜSİAD), связанные с внутренней политикой нашей страны, премьер-министр ответил: «Пусть он занимается своим делом». Глава правительства в государстве с укоренившейся демократией не мог бы дать подобный ответ на вопросы лидера неправительственной организации, поскольку он рассматривает возможность электората задавать насущные вопросы как естественное право. При этом осознается, что последует активная реакция со стороны общества, и политическая поддержка будет потеряна. К сожалению, у нас необходимой реакции не последовало, как не были озвучены требования демократии и критика внутри правящей партии. Даже представители Ассоциации воздержались от открытой поддержки ее президента, что завершилось отрицательными результатами испытания для нашей демократии. При отсутствии духовности система хромает, деградирует, поскольку демократия – вопрос веры и духовности.
Сведения об авторе: политолог, автор работ по проблемам демократии и государственного управления, профессор отделения международных отношений Стамбульского университета Бильги, ректор университета (1998–2001), президент Ассоциации политических наук Турции, член Исполкома Международной ассоциации политической науки (2000–2009).