Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Газовый рынок: Путин – сложный партнер

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское правительство защищает Газпром от конкуренции. Для европейцев это означает, что в долгосрочной перспективе они будут иметь слишком высокие цены на энергоносители. Поэтому они не должны особенно полагаться на большого партнера на Востоке.

Российское правительство защищает Газпром от конкуренции. Для европейцев это означает, что в долгосрочной перспективе они будут иметь слишком высокие цены на энергоносители. Поэтому они не должны особенно полагаться на большого партнера на Востоке.

В течение последних недель накапливались негативные для Газпрома сообщения. Революция в области сланцевого газа привела к тому, что Соединенные Штаты стали крупнейшим производителем природного газа в мире и опередили по этому показателю Россию. В результате цены на газ в Соединенных Штатах очень сильно понизились, тогда как в Европе они все еще в три-четыре раза выше, чем в Америке. Но и Европа оказалась в выигрышном положении, так как предназначавшийся ранее для американского рынка сжиженный природный газ (СПГ) теперь перенаправляется сюда. К этому следует добавить ослабление спроса. Кроме того, газовый рынок в Европе получает выгоду от избыточного предложения и диверсификации источников получения энергоносителей. В результате сокращается доля на рынке долгосрочных договоров Газпрома, привязанных к цене на нефть.

Читайте также: Газовый бум в США. Россия - среди главных проигравших?

Взгляд на газовые цены, существующие в европейских сегментах рынка, показывает: чем лучше доступ к спотовым рынкам, тем ниже цена. Чем дальше мы смотрим на восток, тем выше цена на газ. Поставляемый из России природный газ дорог. За последние два десятилетия Газпром с помощью трубопроводов смог в значительной степени  монополизировать этот рынок. Однако инициативы Евросоюза, направленные на улучшение сетевой структуры европейских сегментов рынка и создание большей конкуренции, оказывают все более значительное влияние.

Немецкий рынок, являющийся важнейшим перевалочным пунктом для российского природного газа в Европе, с географической, а также со структурной точки зрения играет ключевую роль. Пока еще цены на газ в Германии в сравнении с ситуацией на северо-западе Европы остаются высокими, и 35-процентная доля Газпрома на немецком газовом рынке не изменилась. Недавно Газпром в результате разбирательства в арбитражном суде с такими импортерами как E.on согласился сделать уступки по цене, в том числе - имеющие обратное действие. Это важный шаг для сохранения привлекательности своего собственного продукта. Тем не менее, до сегодняшнего дня привязка к цене на нефть в долгосрочных договорах в целом не претерпела особых изменений.


Газовые рынки проспали процесс стремительных изменений – как в структурном, так и в систематическом плане. В соответствии с принципом «level playing field» (англ.: равные условия игры – прим. перев.) было ограничено также рыночное влияние европейских предприятий в пользу форсированной конкуренции. С одной стороны, Третий пакет по внутреннему рынку Евросоюза открыл путь к конкуренции и диверсификации на газовых рынках. С другой стороны, интересы европейской газовой индустрии теперь разделены на более мелкие части, и в результате проводимой деконцентрации они теперь в большей степени направлены на собственные узкие сегменты. Этому открытому для приобретения активов и привлечения инвестиций рынку Евросоюза противостоит закрытый российский рынок. Существующая ситуация ставит Газпром в более выгодное положение, поскольку российская компания действует по всей цепочке от месторождения до конечного потребителя и имела возможность последовательно увеличивать свою долю в Евросоюзе.

Также по теме: Конфликт ЕС и Газпрома вызывает беспокойство в Средней Азии

Но теперь Еврокомиссия ужесточила процедуру конкуренции, обосновав свое решение тем, что российский концерн ущемил интересы восточноевропейских и прибалтийских стран. Российский президент в ответ принял декрет, защищающий так называемые стратегические предприятия, прежде всего - Газпром. Согласно этому указу, Кремлю принадлежит главная роль при решении вопросов об изменении договоров, предоставлении данных относительно деловой активности и приобретения активов за границей. Это абсурдно, так как зарегистрированные здесь предприятия подпадают под действие тамошних законов и правил игры.

Этот декрет Путина предельно ясно показывает, в какой степени вопросы относительно природного газа в России являются составной частью большой политики. Собственно, смысл этого послания таков: газовая политика делается в Кремле.

Этот вывод свидетельствуют о сомнительности имеющихся здесь надежд на реформы газового рынка в России. Газпром в России находится под давлением, у него появляются такие конкуренты, как Роснефть, «Итера» и «Новатэк», он должен обсуждать с ним свою монополию на экспорт и транспортировку, а также платить более высокие налоги. Тем не менее, не существует особых оснований для преждевременного оптимизма. В России не принимаются важные шаги в области реформ, направленные на защиту инвестиций и создание ясных правовых рамок, а также отсутствует политика, связанная с модернизацией энергетического сектора. Плюралистический внешний вид, скорее, способствует сохранению российской доли рынка в Европе.

Читайте также: Сколько стоит энергитическая независимость

Поэтому пока еще рано говорить о лебединой песне российского влияния на рынок газа. Но совершенно очевидно, что предложение на газовом рынке не будет оставаться столь же комфортным. Слишком неопределенным является соотношение между спросом и предложением. Защищаться от неопределенностей и проводить активную диверсификацию – вот основная задача сегодняшнего дня.

Главный вывод после оценки ситуации в России состоит в том, что партнерство, считавшееся раньше надежным, встречает все больше препятствий на своем пути, однако в стратегическом отношении оно продолжает оставаться важным. Поэтому надо поддерживать с Москвой открытый и критический диалог для того, чтобы поставить эти отношения на долгосрочный фундамент, который соответствовал бы новым вызовам, в том числе - серьезным изменениям в энергетике, меняющимся рынкам и защите климата.

Автор является экспертом в области энергетики фонда «Наука и политика».