Российское правительство защищает Газпром от конкуренции. Для европейцев это означает, что в долгосрочной перспективе они будут иметь слишком высокие цены на энергоносители. Поэтому они не должны особенно полагаться на большого партнера на Востоке.
В течение последних недель накапливались негативные для Газпрома сообщения. Революция в области сланцевого газа привела к тому, что Соединенные Штаты стали крупнейшим производителем природного газа в мире и опередили по этому показателю Россию. В результате цены на газ в Соединенных Штатах очень сильно понизились, тогда как в Европе они все еще в три-четыре раза выше, чем в Америке. Но и Европа оказалась в выигрышном положении, так как предназначавшийся ранее для американского рынка сжиженный природный газ (СПГ) теперь перенаправляется сюда. К этому следует добавить ослабление спроса. Кроме того, газовый рынок в Европе получает выгоду от избыточного предложения и диверсификации источников получения энергоносителей. В результате сокращается доля на рынке долгосрочных договоров Газпрома, привязанных к цене на нефть.
Читайте также: Газовый бум в США. Россия - среди главных проигравших?
Взгляд на газовые цены, существующие в европейских сегментах рынка, показывает: чем лучше доступ к спотовым рынкам, тем ниже цена. Чем дальше мы смотрим на восток, тем выше цена на газ. Поставляемый из России природный газ дорог. За последние два десятилетия Газпром с помощью трубопроводов смог в значительной степени монополизировать этот рынок. Однако инициативы Евросоюза, направленные на улучшение сетевой структуры европейских сегментов рынка и создание большей конкуренции, оказывают все более значительное влияние.
Немецкий рынок, являющийся важнейшим перевалочным пунктом для российского природного газа в Европе, с географической, а также со структурной точки зрения играет ключевую роль. Пока еще цены на газ в Германии в сравнении с ситуацией на северо-западе Европы остаются высокими, и 35-процентная доля Газпрома на немецком газовом рынке не изменилась. Недавно Газпром в результате разбирательства в арбитражном суде с такими импортерами как E.on согласился сделать уступки по цене, в том числе - имеющие обратное действие. Это важный шаг для сохранения привлекательности своего собственного продукта. Тем не менее, до сегодняшнего дня привязка к цене на нефть в долгосрочных договорах в целом не претерпела особых изменений.
Газовые рынки проспали процесс стремительных изменений – как в структурном, так и в систематическом плане. В соответствии с принципом «level playing field» (англ.: равные условия игры – прим. перев.) было ограничено также рыночное влияние европейских предприятий в пользу форсированной конкуренции. С одной стороны, Третий пакет по внутреннему рынку Евросоюза открыл путь к конкуренции и диверсификации на газовых рынках. С другой стороны, интересы европейской газовой индустрии теперь разделены на более мелкие части, и в результате проводимой деконцентрации они теперь в большей степени направлены на собственные узкие сегменты. Этому открытому для приобретения активов и привлечения инвестиций рынку Евросоюза противостоит закрытый российский рынок. Существующая ситуация ставит Газпром в более выгодное положение, поскольку российская компания действует по всей цепочке от месторождения до конечного потребителя и имела возможность последовательно увеличивать свою долю в Евросоюзе.
Также по теме: Конфликт ЕС и Газпрома вызывает беспокойство в Средней Азии
Но теперь Еврокомиссия ужесточила процедуру конкуренции, обосновав свое решение тем, что российский концерн ущемил интересы восточноевропейских и прибалтийских стран. Российский президент в ответ принял декрет, защищающий так называемые стратегические предприятия, прежде всего - Газпром. Согласно этому указу, Кремлю принадлежит главная роль при решении вопросов об изменении договоров, предоставлении данных относительно деловой активности и приобретения активов за границей. Это абсурдно, так как зарегистрированные здесь предприятия подпадают под действие тамошних законов и правил игры.
Этот декрет Путина предельно ясно показывает, в какой степени вопросы относительно природного газа в России являются составной частью большой политики. Собственно, смысл этого послания таков: газовая политика делается в Кремле.
Этот вывод свидетельствуют о сомнительности имеющихся здесь надежд на реформы газового рынка в России. Газпром в России находится под давлением, у него появляются такие конкуренты, как Роснефть, «Итера» и «Новатэк», он должен обсуждать с ним свою монополию на экспорт и транспортировку, а также платить более высокие налоги. Тем не менее, не существует особых оснований для преждевременного оптимизма. В России не принимаются важные шаги в области реформ, направленные на защиту инвестиций и создание ясных правовых рамок, а также отсутствует политика, связанная с модернизацией энергетического сектора. Плюралистический внешний вид, скорее, способствует сохранению российской доли рынка в Европе.
Читайте также: Сколько стоит энергитическая независимость
Поэтому пока еще рано говорить о лебединой песне российского влияния на рынок газа. Но совершенно очевидно, что предложение на газовом рынке не будет оставаться столь же комфортным. Слишком неопределенным является соотношение между спросом и предложением. Защищаться от неопределенностей и проводить активную диверсификацию – вот основная задача сегодняшнего дня.
Главный вывод после оценки ситуации в России состоит в том, что партнерство, считавшееся раньше надежным, встречает все больше препятствий на своем пути, однако в стратегическом отношении оно продолжает оставаться важным. Поэтому надо поддерживать с Москвой открытый и критический диалог для того, чтобы поставить эти отношения на долгосрочный фундамент, который соответствовал бы новым вызовам, в том числе - серьезным изменениям в энергетике, меняющимся рынкам и защите климата.
Автор является экспертом в области энергетики фонда «Наука и политика».