Накануне новой вспышки бондовского сумасшествия, которая грозит миру в связи с выходом в прокаты 23 октября эпизода «Координаты: Скайфол» - 23 фильма киносерии – мы, затаив дыхание, ожидаем нового появления нашего безупречного героя, список служебных обязанностей которого с каждым разом становится все длиннее. На этот раз он должен не только выглядеть идеально, спасти девушку и убить негодяя, но и отвлечь мир от его несчастий. В конце концов, что такое экономический кризис, сирийский конфликт или тот факт, что ледники тают гораздо быстрее, чем мы предполагали, если нам обещали, что мы снова увидим кубики Дэниела Крейга. А для тех из нас, кого мало волнует сам Бонд, в фильме будут различные гаджеты (автомобили, яхты, оружие и бомбы), девушки и безупречная одежда. Я не знаю ни одного мужчину – гея или натурала – который не хотел бы выглядеть или, по крайней мере, одеваться как Джеймс Бонд. Мир моды активно обсуждает костюмы Бонда – любезный подарок от Tom Ford, его часы – подарок Omega и его автомобиль (Aston Martin DB5, если верить рекламе). Мой почтовый ящик наводнили электронные письма с описаниями портфелей Бонда, выдуманных или настоящих, что свидетельствует о высокой оценке нового «пуленепробиваемого кейса» от компании Tumi.
С чего же начать анализ стиля Бонда? Ответ – отправляйтесь к экспертам Бронвин Косгрейв (Bronwyn Cosgrave), историку моды и одной из кураторов выставки под названием «Образ агента 007: 50 лет стиля Бонда» (Designing 007: Fifty Years of Bond Style) в Барбиканском центре Лондона, и Бену Макинтайру (Ben Macintyre), автору книги «Только для вас: Ян Флеминг и Джеймс Бонд» (For Your Eyes Only: Ian Fleming and James Bond).
«Флеминг, несомненно, рисовал Бонда с себя»- говорит Макинтайр, упоминая о собственной склонности Флеминга к галстукам-бабочкам (завязанным как галстуки Черчилля), рубашкам с коротким рукавом, «потому что он ненавидел грязные манжеты», и обуви без шнурков – «возможно, мокасинам с кисточками». Трудно себе представить, чтобы кто-либо из Бондов носил обувь без шнурков, хотя, полагаю, Бонд Роджера Мура мог бы дать им шанс.
«Бонд - на самом деле гораздо более мрачный, темный и жесткий литературный персонаж, чем его изображают в кинематографических версиях, и в книгах это находит отражение в его одежде», как говорит Макинтайр, ссылаясь на слова самого Флеминга, бывшего офицера военно-морского флота, о Бонде: «Он всегда носил темно-синее, черное и белое – цвета, которые выдают внутреннюю меланхолию». Бонда Шона Коннери одевал Энтони Синклер. «Считается, что Бонд Коннери был одет лучше всех остальных»,- говорит Косгрейв, добавляя, что Синклер взял уже существовавшую модель костюма «Кондуит» и перешил его на Коннери, держа в голове образ персонажа фильма. «У костюма уже был довольно атлетический крой, потому что многие клиенты Синклера прежде были офицерами Королевской Гвардии». Жакет костюма был сшит на основе модели жокейского пиджака, который не стеснял движений героя во время динамичных сцен. По словам Косгрейв, этот костюм и смокинг Коннери стали эталонами для всех костюмеров и дизайнеров, одевавших Джеймса Бонда.
Склонность Флеминга к в некотором роде эксцентричным нарядам, особенно на его любимой Ямайке, где у него был летний дом, также нашла отражение в костюме Бонда Коннери. «Флеминг носил яркие пляжные рубашки от Antonio. Их шили из оставшихся кусков африканской ткани – он носил их, потому что они были дешевыми и потому что таких ни у кого больше не было»,- рассказывает Макинтайр. Косгрейв проводит параллель между эпатажными ансамблями Флеминга на Ямайке и полной уверенностью Бонда в своей мужественности: «Возьмем, к примеру, Лэзенби: в эпизоде «На секретной службе Ее Величества» на нем был слитный лыжный костюм Bogner, тогда как Коннери надел трикотажный махровый спортивный костюм в «Голдфингере» и розовый галстук в «Бриллиантах навсегда». Кроме того, ни один Бонд не боялся появляться в светлом льняном костюме в теплую погоду».
Есть эксперты, которые считают, что Бонд порой бывает в каком-то смысле подвержен влиянию своей женской стороны – кто же забудет Лэзенби в его рубашке с оборками и килте? По мнению Косгрейв, это можно назвать скорее яркостью. «Посмотрите на Роджера Мура в «Лунном гонщике» - помните его черную рубашку и немного расклешенные брюки в венецианской сцене? Он выглядел не менее элегантным, чем если бы он был одет в смокинг». Как оказалось, Мура одевал Дуг Хейворд, который также создавал костюмы для Майкла Кейна. Его одноименный магазин продолжает одевать Мура и по сей день. «Особенностью Бонда Флеминга стало то, что он был амбициозным персонажем, появившимся в мрачной послевоенной Британии 1950-х годов, где блестяще не жил и не одевался никто, за исключением Бонда, который, казалось, постоянно пил шампанское и имел неограниченный расходный счет», - говорит Макинтайр.
Конгрейв считает, что именно первые сцены фильмов о Бонде определяют стиль и образ агента 007, который остается со зрителем до конца фильма. «Я всегда была убеждена, что первая сцена фильма во многом похожа на первую модель подиумного показа – она задает основной тон». Она приводит в пример прыжок Пирса Броснана с дамбы в первой сцене фильма «Золотой глаз» (1995), когда на нем был костюм в военно-спортивном стиле. «Броснан был последним Бондом, надевавшим спортивную одежду, в то время как Тимоти Далтона в «Лицензии на убийство» мы видим почти исключительно в непривычной для Бонда повседневной одежде, подобранной для него дизайнером, который также работал над сериалом «Полиция Майами». Она отмечает, что хотя Броснан, одетый в Бриони, и открыл эпоху динамичных экшн-сцен, мы редко видим его в купальных костюмах. «Сцены с участием Бонда в плавках – это прерогатива Дэниела Крейга, - говорит она. - Несомненно, он может с легкостью их снять». Мы уже привыкли видеть современного агента 007 раздетым, но это скорее связано с образом самого Дэниела Крейга: «Крейг стал единственным Бондом, который смог создать образ Бонда в кардигане от Steve McQueen, темных очках и брюках хаки, - говорит она, упоминая об одной из сцен в «Кванте милосердия» (2008). - Крейг – этот тот актер, которому идут бикини, загар и смокинг – этот образ Бонда можно назвать весьма вызывающим». (Если интересно, то плавки Бонда в эпизоде «Координаты «Скайфол», по некоторым сообщениям, являются шикарными и беспощадно дорогими плавками Orlebar Brown, стоимостью от 125 фунтов стерлингов).
А как насчет обязательного смокинга? На постерах к фильму «Координаты «Скайфол» Крейг изображен в темно-синем смокинге от Tom Ford с черным отворотом, который выглядит очень модным. «Совершенно верно, - говорит Макинтайр. - Джеймс Бонд всегда носит темно-синие смокинги».
«Что бы ни надел Бонд, это превращается в золото, - замечает Косгрейв. - Бонд всегда должен немного опережать свое время в смысле своего костюма. Неизменным остается только то, что каждый Джеймс Бонд должен постараться выглядеть, по крайне мере, немного сексуальным, должен быть безупречно одет, а рядом с ним должна быть красивая женщина».