Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Полторы недели назад один из ведущих политических обозревателей американского новостного сайта Politico выступил по телевидению и сообщил нации о том, что предвыборная кампания республиканского кандидата Митта Ромни лишь выглядит живой – на самом деле она уже давно пребывает на том свете. Так полагал не только он один.
Слишком многое свидетельствовало о том, что через четыре недели президента Обаму ждет уверенная победа на выборах.
Так, например, известный чернокожий проповедник Эл Шерптон окончательно уверился в победе Обамы, поскольку об этом свидетельствовали данные продаж карнавальных масок к празднику Хэллоуин – в нынешнем году масок Обамы было продано на 40% больше, чем масок Ромни. В ходе предыдущих четырех предвыборных кампаний «хэллоуинский индекс» зарекомендовал себя эффективным способом политического прогнозирования. Другие, более прагматичные политики и журналисты, поверили в неизбежность победы Обамы над Ромни, опираясь на социологические опросы, демографические тенденции, а также соотношение между избирателями в разных штатах. Все говорили в один голос: предвыборная кампания Ромни никак не может набрать высоту.
Трудно представить, какие изменения могут произойти в предвыборной гонке в течение 24 часов. Как полтора часа телевизионного эфира могут изменить самооценку кандидата. В ходе первого тура теледебатов Ромни надел на себя новую маску – умеренного и уверенного в себе кандидата, чья избирательная кампания стремительно набирает скорость. А вот Обама выглядел уставшим, серым, разваливающимся на части. А главное – равнодушным, потерявшим желание и волю к победе. Обама выглядел так, словно он еще не решил, стоит ли ему провести еще четыре года в тюрьме – так Гарри Трумэн называл иногда Белый дом.
У Обамы не было ни боевого духа, присущего Трумэну, ни скорости реакций Трумэна, ни популизма Трумэна. Все это имелось в избытке у Ромни. Если бы Ромни в предыдущие четыре месяца вел себя так, как он действовал в ходе телевизионных дебатов, он бы наверняка обошел Обаму в опросах общественного мнения. Возможно, его имидж был бы гораздо более привлекательным, и его не считали бы скучным человеком, лишенным харизмы и обаяния.
Обычно кандидаты, являющиеся серьезными соперниками действующих президентов, зарабатывают важные очки в первом туре теледебатов – вне всякой связи с тем, как они выглядели на экране. Дебаты неизбежно повышают их статус, поскольку они впервые выглядят по-президентски, обретают государственный облик. Зрителям визуально проще представить себе кандидата главой государства. Иными словами, положение Ромни в опросах общественного мнения улучшилось бы и в том случае, если бы его успех в первом туре дебатов не был столь безоговорочным. Ромни добился серьезного успеха. Однако было бы крайне наивно полагать, что Обама не готовит ответный удар.