Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Слияние EADS и BAE: Лондон больше не полагается на США?

© REUTERS / Pascal Rossignol Истребитель Eurofighter Typhoon
Истребитель Eurofighter Typhoon
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мощное лобби американской военной промышленности сможет тем легче привлечь на свою сторону общественное мнение, что его жертва (новая компания EADS-BAE) станет мировым лидером, который бросит вызов американским промышленникам прямо в их вотчине. И ни один политик в Белом доме не сможет долго устоять под таким давлением.

В своем стремлении к слиянию с европейской EADS британская BAE может потерять контакты с Пентагоном. Речь идет о резком повороте в стратегии, который обусловлен бюджетными сокращениями в США. И даже английские еврофобы не пытаются воспрепятствовать этому процессу.

Самый интересный момент в проекте слияния EADS и BAE Systems, вероятно, заключается в позиции премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона. Хотя британский лидер всегда ставил на первое место НАТО, а не Европейский Союз, он все же выступил в защиту этой инициативы перед президентом США Бараком Обамой. Из всего этого можно сделать целый ряд выводов.

Около половины оборота BAE (в оборонной промышленности) приходится на Пентагон в силу исторических связей Вашингтона и Лондона и покупки BAE нескольких американских оружейных предприятий.

Тем не менее, нет никакой гарантии, что после слияния с европейской EADS британской компании удастся сохранить точки выхода на оружейный рынок США. У EADS существует немало разногласий с ее американскими конкурентами, которые могут попытаться обернуть ситуацию себе на пользу и перекрыть BAE рынки, доступные ей на данный момент.

Так, в сфере гражданской авиации между Европой и США по-прежнему продолжаются споры по вопросу субсидий Airbus и Boeing. Недавно Брюссель обратился в ВТО с требованием о введении санкций. В то же время Boeing – это поставщик Пентагона, в связи с чем он может навести американские власти на мысль создать препятствия для EADS - вне зависимости от слияния с ВАЕ.

Результат всего этого мы недавно могли наблюдать в военной сфере: громкая история вокруг контракта на поставку самолетов-заправщиков, который в конечной итоге достался Boeing, многое говорит о стремлении помешать EADS подписать договоры с Пентагоном.

Вообще, американский патриотизм – отнюдь не новое явление: несмотря на создание дочернего предприятия в США в 1990-х годах, Matra так и не удалось заполучить ни один из заказов. Авантюра предприятия Жана-Люка Лагардера (Jean-Luc Lagardère) с покупкой в США компании Fairchild для борьбы за тендеры американского Министерства обороны, окончилась полным провалом. Когда речь заходит о государственных контрактах, француза или даже британца на том берегу Атлантики не рассматривают как persona grata.

Американские лоббисты – настоящая армия

Хуже того: EADS – это европейская компания с французским участием, доля в капитале которой принадлежит в том числе и государству. В США это - еще один предлог для того, чтобы отлучить ее от рынка. И даже если Вашингтон закроет на это глаза, в Пентагоне хватает лоббистов, которые немедленно поднимут крик о подарке для иностранного государства на деньги американских налогоплательщиков.

Мощное лобби американской военной промышленности сможет тем легче привлечь на свою сторону общественное мнение, что его жертва (новая компания EADS-BAE) станет мировым лидером, который бросит вызов американским промышленникам прямо в их вотчине. И ни один политик в Белом доме не сможет долго устоять под таким давлением.

В подобных условиях, если стратегия ВАЕ по-прежнему ориентирована в сторону США, сложно представить себе, в чем может заключаться для нее выгода от слияния с EADS, которое поставит под угрозу ее работу по другую сторону Атлантики.

Можно было бы представить себе, что Французское государство согласится выйти из капитала EADS, чтобы снять эти препятствия. Тем не менее, компания имеет для Парижа стратегическое значение, и он уже полностью исключил подобный сценарий.

Кроме того, Берлин также хотел бы получить долю в капитале предприятия, и стремление Daimler выйти из него создает окно возможностей. Все это – новый повод для США поплотней захлопнуть дверь на свой рынок для европейского предприятия.

Несмотря на еврофобию, британцы все же не против

Кроме того, Дэвид Кэмерон всегда внимательно прислушивается к своему общественному мнению, которое все больше охватывает еврофобия: более половины населения так или иначе враждебно относятся к Европейскому Союзу. Таким образом, перспектива слияния одной из жемчужин британской промышленности с европейской компанией, которая отдалит Пентагон, должна была по всей логике натолкнуться на ярое неприятие внутри страны. Тем не менее, ничего подобного не происходит: еврофобы по большей части решили хранить молчание, позволив Дэвиду Кэмерону выступить в поддержку проекта слияния.

Объяснение может крыться в прогнозах по военным заказам в США. Их крупнейший в мире оборонный бюджет также не остался в стороне от мер жесткой экономии. Пусть сейчас ВАЕ и стоит на третьем месте среди поставщиков Пентагона, тот вполне может отказаться от этой открытости в угоду национальным предприятиям Boeing и Lockheed Martin. Раз глава Boeing заявляет о вере в свою страну, несмотря на недвусмысленные сокращения в оборонном бюджете, значит, он рассчитывает, что другие пострадают куда больше него.

К тому же, если американские оружейные предприятия столкнутся с сокращением объемов заказов, они могут начать еще агрессивнее работать на экспорт, сделав нерентабельными контракты для всех конкурентов, которые не могут похвастаться такой же прочной национальной поддержкой.

Поворот в стратегии ВАЕ

Таким образом, перспективы экспорта ВАЕ в целом, и в Америке - в частности, выглядят не слишком радужными. И спасение британского предприятия может скорее находиться не в США, а в Европе, в этом самом слиянии и размытии капитала.

Для акционеров главный интерес - в том, что они перестанут зависеть от оборонных бюджетов и смогут скомпенсировать их неизбежные сокращения с помощью Airbus и гражданской авиации. Дело в том, что благодаря коммерческой авиации и вертолетостроению, портфель заказов EADS - в десять раз больше, чем у ВАЕ.

Это также объясняет выводы в докладе немецкого Министерства экономики, которое оспаривает нынешнюю схему распределения капитала новой копании (40% отойдут британцам, а 60% - акционерам EADS) и требует для европейцев 70% доли. Компания Lagardère, которая является акционером EADS наравне с французским государством, тоже говорит о необходимости пересмотреть проект.

ВАЕ и EADS уже хорошо знают друг друга, так как являются партнерами в программе истребителя Eurofighter Typhoon, который соперничает с Rafale от Dassault на всех крупнейших рынках. В любом случае, слияние двух предприятий потребует от ВАЕ куда более серьезного пересмотра стратегии, чем от EADS, пусть даже материнская компания Airbus и рассматривает этот проект как способ увеличить свой оборот в военной сфере.

Кроме того, стоит готовиться и к прочим сопутствующим последствиям, так как сложно представить себе, что слияние подобного уровня не отразится на других оружейных компаниях, в том числе французских Dassault, Thalès и Safran.

Крупнейшее интеграционное соглашение в европейской оборонной промышленности может стать шагом вперед для Европы, которой с таким трудом приходится налаживать связи Великобритании с остальным континентом. Экономика в прошлом уже диктовала свою волю политике, как уже доказало формирование EADS Францией, Германией и Испанией. Тем не менее, речь идет о болезненном вопросе с точки зрения суверенных интересов Лондона, Парижа и Берлина. А также - занятости во всех государствах, участвующих в проекте.