В то время как Латинская Америка с нетерпением ждала результатов выборов в Венесуэле, мало кто обратил внимание на достаточно тревожную новость: латиноамериканские вузы не попали в число лучших университетов мира.
В последнем рейтинге 400 лучших высших учебных заведений, опубликованном 3 октября британским изданием The Times Higher Education, упоминается всего лишь четыре латиноамериканских университета, но и те не фигурируют в ста первых строчках. И это при том, что Бразилия является шестой экономикой мира, а Мексика – четырнадцатой.
Лучшим вузом Латинской Америки признан бразильский университет Сан-Паулу, который занял 158 место в рейтинге. Государственный университет Кампинаса (Бразилия) попал в группу вузов, занявших с 251 по 275 место, а Андский университет Колумбии и Мексиканский национальный автономный университет представлены в группе с 351 по 400 место. Высшие учебные заведения Аргентины, Чили, Перу и Венесуэлы не вошли в список четырехсот лучших университетов планеты. Для сравнения: 22 университета Азии оказались среди 200 лучших, а 56 азиатских вуза – среди 400.
Мировым лидером по качеству высшего образования по-прежнему остается США. В первую десятку вошли семь американских университетов, среди которых первое место в рейтинге занял Калифорнийский технологический институт.
Азиатские вузы улучшили свои позиции. Ряд университетов Японии, Китая и Южной Кореи заняли более высокие места, по сравнению с прошлым годом, в то время как 51 вуз США опустился на несколько строк.
Результаты, представленные в двух других авторитетных рейтингах лучших университетов мира, не менее плачевны для латиноамериканских вузов. Они также не попали в топ-100 в рейтингах британской компании Quacquarelli Symonds (QS) и Шанхайского Университета (Shanghai Jiao Tong University).
Фил Бати, редактор The Times Higher Education World University Rankings, заявил в телефонном интервью, что одной из причин, по которой мало латиноамериканских университетов попадает в рейтинги лучших вузов мира, состоит в недостаточном уровне финансирования высших учебных заведений в странах Латинской Америки, за редкими исключениями. Например, администрация штата Сан-Паулу оказывает неплохую финансовую поддержку университетам, расположенным на его территории. Соответственно, уровень проводимых в них исследований остается достаточно низким. По словам Бати, на развитие высшего образования США и Южная Корея выделяют 2,6% своего ВВП, Китай – 2,5%, Мексика и Аргентина – 1,4%.
«Содержание университетов, занимающих первые строчки в рейтингах, стоит дорого. В Латинской Америке концентрация ресурсов наблюдается в вузах, где учится огромное количество студентов и требуются большие расходы на развитие инфраструктуры, что уменьшает объем финансирования научно-исследовательской деятельности», − говорит Фил Бати.
Многие правительства стран Латинской Америки не согласны с этими рейтингами, ссылаясь на то, что критерии оценки вузов, которые включают опрос преподавателей университетов всего мира и объем научных публикаций, являются более благоприятными для англоязычных стран.
Ряд латиноамериканских государств работают сейчас над одобренным ЮНЕСКО проектом, цель которого – составить региональный рейтинг университетов Латинской Америки. Но, по словам Бати, опрос, проводимый среди представителей университетов всего мира, результаты которого являются лишь одним из 13 критериев оценки вузов, - географически сбалансирован и охватывает, в равной мере, латиноамериканских и испанских академиков.
Я согласен с этим мнением. Желание многих правительств стран Латинской Америки не принимать в расчет международные рейтинги лучших вузов и разработать региональный рейтинг, включающий только латиноамериканские университеты, может привести к самолюбованию, застою и отсталости. Напротив, рейтинги лучших университетов мира должны привлекать особое внимание Латинской Америки, для того чтобы служить постоянным напоминанием о том, что азиатские вузы укрепляют свои позиции в сфере экономики знаний, а латиноамериканские их теряют.