Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Православные фундаменталисты набирают силу

Количество членов этих радикальных движений, которое оценивается примерно в несколько тысяч человек, остается стабильным. В то же время их легитимность растет на волне сближения Кремля и православного патриарха Кирилла.

© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкАкции у здания Мосгорсуда, где рассматривается жалоба на приговор Pussy Riot
Акции у здания Мосгорсуда, где рассматривается жалоба на приговор Pussy Riot
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На набережной Москвы-реки сгущаются ночные тени, а Храм Христа Спасителя купается в свете яркой иллюминации. Леонид Симонович-Никшич (черный костюм и борода лопатой прилагаются) начинает ночной «патруль» с крестом в руке. Именно так этот православный радикал называет походы по Москве до часа ночи, которые он начал регулярно проводить с сентября, чтобы «защитить верующих».

На набережной Москвы-реки сгущаются ночные тени, а Храм Христа Спасителя купается в свете яркой иллюминации. Леонид Симонович-Никшич (черный костюм и борода лопатой прилагаются) начинает ночной «патруль» с крестом в руке. Именно так этот православный радикал называет походы по Москве до часа ночи, которые он начал регулярно проводить с сентября, чтобы «защитить верующих», облегчить для них исполнение их религиозного долга и доступ к святым местам. Этот россиянин с сербскими корнями убежден: дело Pussy Riot показало, что «православная вера - в опасности».

По его словам, угроза возросла после того, как активистки украинской феминистской группы FEMEN спилили крест в знак поддержки отправленных за решетку московских «сестер». Еще одним ударом стало недавнее осквернение в Санкт-Петербурге могилы Распутина, который был духовным наставником последней императрицы Александры Федоровны. «Началась война против православия, как в 1917 году, когда Ленин отдал приказ убивать священников. Pussy Riot используют язык сатанистов», – утверждает Леонид, который хотел бы, чтобы трех участниц группы «изгнали и отлучили от церкви».

Читайте также: Православный фронт защиты традиций

Латентный антисемитизм

Леонид Симонович-Никшич – лидер Союза православных хоругвеносцев, который известен не в последнюю очередь своей эмблемой: три черепа с кинжалом в зубах под крестом. Эта созданная в 1992 году радикальная православная организация известна почти что военной дисциплиной. Один из ее членов, Петр, (в миру обычный архитектор) внимает наставнику со священным почтением и рассказывает о страхах накануне поездки во Францию, светское государство «в отличие от Италии». Такие консервативные религиозные движения (некоторые из них тайно существовали еще в советскую эпоху) умело вписались в новые условия и пользуются теми же инструментами пропаганды, что и сторонники Pussy Riot: их участники поют, молятся, размахивают иконами и кричат на своих противников перед зданием, где проходит процесс.


Помимо Союза православных хоругвеносцев, особенно выделяются царебожники, которые не признают церковной иерархии и провозглашают «Православия или смерть!», а также созданное год назад новое движение «Святая Русь». Всех их объединяет ненависть к российскому императору Петру Великому, который открыл страну для европейского влияния, отвращение к западной демократии и стремление восстановить монархию. Кроме того, они требуют причислить к лику святых Николая II, убийство которого большевиками в 1918 году они представляют как некое ритуальное жертвоприношение во имя искупления грехов страны. Идеальную, по их мнению, модель руководства создал Иван Грозный, ниспосланный Богом царь, который разбивал себе лоб в молитве, но при этом безжалостно уничтожал свое окружение. Их латентный антисемитизм, в частности, проявляется в том, что некоторые из них называют «жидом» «либерала» Дмитрия Медведева. Прочие молодые православные активисты участвуют в деятельности более умеренного движения «Георгиевцы», которое среди прочего требует убрать с Красной площади мавзолей Ленина.

Также по теме: Москву будут патрулировать православные активисты

Церковь встала на сторону консерваторов

«После того, как мы обратились с призывом проводить ночные патрули, к нам поступают все новые предложения о сотрудничестве», – рассказывает Иван Остраковский, активист «Святой Руси», в которую входят около ста человек. «Сейчас нам готовы оказать помощь порядка 2000 человек, но мы пока слишком заняты и не можем посвятить достаточно времени принятию новых членов. Перед тем, как позволить кому-то вступить в наши ряды, нам нужно изучить его образ жизни, поведение, узнать, не пьет ли он...», – объясняет этот 37-летний отставной офицер, который служил в армии во время войны в Чечне.

Как отмечает специалист по религии Николай Шабуров, число активистов этих православных организаций (его оценивают в несколько тысяч человек) остается на прежнем уровне. В то же время их легитимность растет. «Главная новость - в том, что церковь и власть отныне благосклонно смотрят на такие организации», – отмечает этот преподаватель московского университета. Московский патриархат, который во времена Алексия лавировал между либеральным и консервативным крылом, при Кирилле решил занять более жесткую линию по отношению к Pussy Riot с полного согласия режима. Такой поворот принес немалую пользу православным фундаменталистам.

Читайте также: Почему мусульмане - «террористы», а христиане - «фундаменталисты»?


«Леонид Симонович-Никшич уже многие годы работает на благо церкви и достойно защищает позицию православного сообщества», – уверен влиятельный представитель патриархии протоиерей Всеволод Чаплин. Более того, глава Союза православных хоругвеносцев даже получил от Кирилла орден Серафима Саровского (известный монах XVIII века).

«Вчера церковь поддерживала либералов. Сегодня он встала на сторону консерваторов», – не скрывает радости Симонович-Никшич, который перестал быть маргинальной фигурой. И вот тому доказательство: 80% россиян поддерживают приговор Pussy Riot.