Турецкие издания продолжают проявлять обеспокоенность состоянием и перспективами российско-турецких отношений в свете «самолетного скандала». Большинство изданий сходятся во мнении, что с самого начала сирийского кризиса Турция и Россия прилагали значительные усилия, чтобы он не отразился на двусторонних отношениях стран (Cumhuriyet, 12.10). Сирийский самолет, который был вынужден совершить посадку по требованию Турции, стал причиной возрастания напряженности между Анкарой и Москвой (Zaman, 12.10). Cumhuriyet (12.10) рассматривает инцидент как начало кризиса в отношениях с Россией, что в добавление к сирийскому конфликту осложняет ситуацию для Турции.
Согласно заявлению премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (Zaman, 12.10, Hürriyet, 12.10), в сирийском самолете были обнаружены изделия, наличие которых на борту воздушного судна противоречит нормам осуществления международных авиационных рейсов. По утверждению турецкого премьера, груз был отправлен некоей российской организацией, связанной с военно-промышленным комплексом РФ, и предназначен для министерства обороны Сирии.
Как сообщает Zaman (12.10), загрузка сирийского самолета произошла на военном аэродроме в городе Тула, находящемся в 200 километрах от Москвы. При этом официальные лица российской таможни отмечают, что груз, доставленный на борт самолета, был гражданского назначения.
В прессе предпринимаются попытки прогнозировать развитие ситуации в случае наличия или отсутствия доказательств об обнаружении военного груза в самолете. Если наличие данного груза подтвердится, это предполагает, что Россия тайно поставляет вооружения в Сирию, что представляет серьезную угрозу для легитимности действий России по урегулированию сирийского кризиса (Akşam, 12.10). Если на самолете осуществлялась перевозка гражданского груза, Турция окажется в затруднительном положении, при этом российское руководство может жестко отреагировать на такого рода вмешательство со стороны Турции. Таким образом, «самолет – это не военная угроза для Турции, а ощутимое препятствие для России» (Akşam, 12.10).
Газета Star (12.10) приводит реакцию на самолетный инцидент лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского, который полагает, что Россия должна продемонстрировать жесткую реакцию на действия Турции, вплоть до отзыва российского посла из Анкары и выдворении турецкого посла из Москвы.
Отношения России и Турции оказались в ситуации напряженности по причине «арабской весны» и «сирийского кризиса», полагает Zaman (12.10). Позиция Москвы по Сирии связана с отрицанием внешнего вмешательства, а также обеспокоенностью тем, что Турция занимает позицию на стороне оппозиционных сил и является одним из центров, поставляющих вооружения сирийской оппозиции. Россия сохраняла нейтральное отношение к уничтожению турецкого истребителя, резко отрицала обвинения канала Al-Arabiya в причастности к данному инциденту. Обстрел сирийской артиллерией города Акчакале привел к возрастанию беспокойства Москвы, и Россия впервые в СБ ООН «зажгла зеленый свет» резолюции, осуждающей Сирию. В свете данных событий вынужденная посадка сирийского пассажирского самолета, вылетевшего из Москвы, привела к отрицательной реакции России и возрастанию напряженности между странами.
В СМИ также обращается внимание на достигнутые в последнее время успехи в развитии партнерских отношений двух стран во многих сферах и высказываются более оптимистичные точки зрения относительно перспективы российско-турецких отношений. Zaman (12.10) и Hürriyet (12.10) приводят заявление министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза о том, что политика Турции может отличаться от российской или иранской, однако сотрудничество в энергетическом секторе продолжает оставаться в стороне от расхождений во взглядах между странами. Министр обращает особое внимание на то, что, когда были приостановлены поставки азербайджанского и иранского газа, по запросу Турции Россия увеличила объемы поставляемого в страну газа в 1,5 раза.
По мнению директора Центра стратегических исследований BİLGESAM Атилла Сандыклы (Bugün, 12.10), если даже обнаруженный груз является ненадлежащим для перевозок на борту гражданских самолетов в соответствии с нормами гражданской авиации, то этот вопрос не вызовет каких-либо серьезных проблем в отношениях между Россией и Турцией.
Председатель Фонда исследования экономической политики Турции Нихат Али Озджан (Bugün, 12.10) отмечает, что у авиа-инцидента, помимо правового, есть и политическое измерение, которое связано с дальнейшими последствиями: при подобных событиях в долгосрочной перспективе от России может последовать ответная реакция.
При сохранении анонимности источника, от которого была получена информация о наличии на борту самолета военного груза, многих обозревателей продолжает интересовать вопрос о причинах событий в аэропорту. Приводя мнения иностранных обозревателей, Cumhuriyet (12.10) отмечает, что Турция может сознательно и по заранее продуманному плану обострять напряженность с Россией. Целью такой «стратегии напряженности» со стороны Турции, полагает автор, может быть своего рода спасение от «одиночества», в котором оказалась Анкара лицом к лицу с сирийским кризисом, и в этой связи она заинтересована в привлечении внимания международного сообщества.
Как полагает Cumhuriyet (12.10), ключевая роль в самолетном инциденте принадлежит не Турции или России, а некоей третьей силе, которая спровоцировала это происшествие. Провокация имеет цель – позиционировать Россию не как «регионального борца за мир», а как «воинственного борца за спасение Асада», и таким образом «одним камнем убить двух зайцев»: осложнить ситуацию как для Москвы, так и Дамаска.
Критикуя позицию руководства и, главным образом, внешнюю политику главы МИД Турции Ахмета Давутоглу, называя ее безграмотной, обозреватель Milliyet (12.10) к причинам инцидента относит разжигание кризиса с Россией «на пустом месте». Автор выражает уверенность в том, что на борту самолета не было военных грузов, а для Турции гораздо большую значимость должны представлять отношения с Россией, нежели поиски военного груза. Хотя официальным руководством Турции отмечается, что самолетный инцидент не отразится на отношениях с Россией, автор приходит к выводу, что он уже оказал существенное влияние, поскольку визит российского президента перенесен, и причина этого понятна.
«Смогут ли Россия и Турция перейти от кризиса к миру?» – задается вопросом обозреватель газеты Star (12.10). «Самолетный кризис» одномоментно привел к возникновению напряженности в отношениях Турции и России. Визит Путина был важен для Анкары, поскольку он был направлен на создание основ для решения многих важных проблем Турции, и прежде всего - проблемы «сирийского тупика», в котором она оказалась. Сегодня в полной «нерешительности» по сирийскому вопросу находится как «западный» блок (США и ЕС), так и «восточный» (Россия и Китай), и «ни один из блоков не желает стать активной стороной военных действий» (Zaman, 12.10). По мнению Star (12.10), несмотря ни на что, Россия и Турция не должны терять «ключи» от мирной жизни и обсудить наряду с историческими и экономическими отношениями, проблемы в политической и дипломатической сферах.