После инцидента с сирийским самолетом турецкая печать проявляет большую обеспокоенность по поводу возможного ухудшения российско-турецких отношений. Тон турецкой прессы демонстративно примирительный. Педалируется тема, что Турцию в данном случае сознательно «подставили недоброжелатели».
По мнению Генерального председателя Демократической левой партии Турции Масума Тюркера (Zaman, 13.10, Cumhuriyet, 13.10), теми, кто предоставил информацию о наличии военного груза на борту самолета, в качестве мишени выбрана не Сирия, а Россия, и цель этой акции - осложнение отношений России с Турцией. Как полагает главный редактор газеты Milli gazete (12.10) Мустафа Курдаш, осложнение российско-турецких отношений способно изменить мировой баланс сил, поэтому, необходимо сделать все возможное, чтобы инцидент не отразился на отношениях России и Турции.
Zaman (13.10) приводит мнение официальных лиц России, согласно которому многомерно развивающиеся отношения России и Турции в различных областях – экономике, торговле, культуре, туризме – обладают такой глубиной, которая способна преодолеть негативные последствия подобного рода происшествий.
Обозреватель Milliyet (13.10) отмечает, что турецкая сторона будет прилагать усилия к тому, чтобы событие с сирийским самолетом не оказало негативного влияния на отношения с Москвой: хотя Анкара и критикует политику России по Сирии, она не желает нарушения связей с Россией. Автор также выражает уверенность в том, что Россия тоже не стремится к преувеличению данного инцидента, однако высока вероятность того, что российская дипломатия «не сможет отнестись к нему равнодушно». Как полагает Zaman (15.10), «хорошо известно, что Россия, которую Турция не смогла победить в своей истории, не простит и обязательно отреагирует».
Yeni Şafak (15.10), Star (15.10), Radikal (15.10), Hürriyet (15.10) приводит заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что состояние российско-турецких отношений не должно вызывать беспокойства, поскольку отношения двух стран развиваются стабильно, и самолетный инцидент не скажется на отношениях России и Турции.
О значении сохранения благоприятных отношений между двумя странами рассуждает также Yeni Çağ (15.10). Россия является первым торговым партнером Турции, а сама Турция – четвертый торговый партнер России. В силу исторических факторов и неизбежного несовпадения национальных интересов Россия и Турция конкурируют в Средней Азии, на Балканах и Кавказе. Россия является соседней страной Турции, важной международной силой, которую нельзя не принимать во внимание. Обострение отношений России и Турции в результате соперничества в контексте сирийского кризиса не отвечает интересам ни одной из стран, и особенно Турции, полагает автор.
В свете самолетного скандала Zaman (13.10) и Milli gazete (14.10) приводят критику США позиции России по Сирии. Согласно заявлению пресс-секретаря Госдепартамента США Виктории Нуланд, политика России в отношении Сирии «морально несостоятельна». Выражается уверенность в том, что перевозимый груз действительно представляет собой запрещенное к транзитной транспортировке военное оборудование.
Россия никогда не скрывала своего масштабного военного сотрудничества с Сирией, отмечает Milliyet (13.10), оставалась «верна международным соглашениям», «не менее чем Турция, придавая значение национальной гордости и суверенным правам». Обращается особое внимание на тот факт, что, имея открытые военные каналы с Сирией, остается загадкой, зачем России потребовалось поставлять военный груз на гражданском самолете.
По мере развития сирийского кризиса стала возрастать международная конкуренция в экспорте вооружений, пишет Milli gazete (13.10), при этом основным покупателем является не Сирия, а страны Персидского залива. Автор полагает, что обвинения Хилари Клинтон в отношении продажи Россией военных вертолетов в Сирию не вполне понятны, поскольку США в свою очередь поставляют вооружения в другие страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия и ОАЭ. Известно, что Россия прилагает значительные усилия для совершенствования системы ПВО Сирии, которая занимает позицию «стратегической крепости России на Ближнем Востоке». Благодаря таким комплексам, как «Панцирь-С1» и «Бук-М2», сирийская система ПВО была значительна усилена. Автор приходит к выводу: достаточно высока вероятность того, что военный груз, обнаруженный в сирийском самолете, принадлежит российской компании «Рособоронэкспорт».
Анализируя вопрос экспорта российских вооружений, Milliyet (13.10) апеллирует к казусу подписания соглашения по военным поставкам и переговорам руководств Москвы и Багдада в ходе визита премьер-министра Ирака Нури аль-Малики в Россию. По мнению автора, произошло важное событие, связанное с тем, что «шиитская ось» в регионе в качестве глобального стратегического партнера выбрала Россию. При этом Ирак не скрывает, полагает обозреватель, что одной из основных целей его руководства является стремление уравновесить влияние Турции в регионе. Помимо российско-иракских, продолжится развитие российско-сирийских отношений в политической, дипломатической и военной сфере, что, в частности, показывает последний самолетный инцидент, считает автор.
Ряд изданий сообщает, что Дамаск положительно отреагировал на призыв России, озвученный министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, о необходимости установить «прямой канал связи» между Турцией и Сирией с целью решения возникающих проблем и предотвращения умышленных провокаций (Zaman, 13.10, Akşam, 13.10, Hürriyet, 14.10, Yeni Asya, 14.10, Radikal, 14.10). Согласно заявлению МИД Сирии, руководство Дамаска готово к построению прямого диалога с Анкарой для снижения возрастающей напряженности между странами.
Интерес России к Сирии понятен, полагает обозреватель Türkiye (13.10). В Сирии находится последняя российская военная база в Средиземном море и на Ближнем Востоке. Однако, сохраняя свои интересы, Россия должна принимать во внимание положение сирийского народа. Если Россия стремится продолжить свое присутствие в Сирии, то должна отказаться от поддержки диктатора, расстреливающего собственный народ. Турция и Россия должны выработать совместное решение относительно будущего Сирии после Асада.
Dunya (15.10) полагает, что поддержка сирийского режима является для России одним из способов стать геополитической суперсилой и сохранить свои интересы в Средиземном море. Этой же цели служат близкие отношения с Ираном и интерес к Ираку. Россия выглядела «смертельно больной» после распада СССР, однако, несмотря на негативные прогнозы, Россия стремительно стала наращивать влияние, повысила свои доходы благодаря богатству природных ресурсов, добычи нефти и газа и в результате выровняла развитие экономики. Между тем у России нет былой мощи, а доходы от энергетических ресурсов ненадежны. Тем не менее, если планы Москвы на Ближнем Востоке удастся осуществить, то станет возможным ослабление влияния Запада в регионе.
Как считают журналисты (Hürriyet, 13.10), между Россией и Турцией наблюдается не просто расхождения во взглядах по сирийскому вопросу, - эти две страны находятся в разных военных лагерях. Между тем обострение противоречий между государствами связано исключительно с серьезными разногласиями по таким вопросам, как формат и время ухода Б.Асада с поста президента Сирии.