Предвыборный период (помимо известных всем политических результатов, тактических ходов основных оппонентов или сумбурных стратегических задумок) не прошел бесследно для тех, кто видит новейшую историю Грузии, как минимум, в трехмерном разрезе и старается воздержаться от примитивных черно-белых оценок. Мне, очевидно, иногда характерно писать какие-то глупости, и тем более обострять внимание на странные исходные точки, дающие толчок этим глупостям, что же делать, простите и в этот раз. Все у меня началось не сегодня, и закончится не завтра, но толчок дал тот известный всем образец искусства, который называют «Черным квадратом Малевича»…
В последнее время я заметил этот черный квадрат, когда в Facebook многие мои «фрэнды» из лагеря «Грузинской мечты» избрали его как аватар. Было в этом что-то притягательное и задумчивое. Вот я и задумался…
Читайте также: Сценарии для Грузии
Всем, вероятно, известно, что у квадрата четыре угла, а квадрат Малевича - черная бездна лежащего между этими углами пространства. Первый же угол напомнил мне встречу четырехлетней давности с патриархом. Если не ошибаюсь в Зугдиди, когда ему задали вопрос о протекающей в сфере образования реформе. Ответ его святейшества и сейчас у меня перед глазами. Точно процитировать сейчас вряд ли смогу, но основная суть была следующей: «…В современном обществе выделяется одна основная проблема и краеугольный камень всех остальных проблем. Для ее преодоления требуется научный подход и здесь следует возложить решающую роль на школу. Первым делом, в системе среднего образования следует внедрить отдельный предмет, который уже с начальных классов научит детей аналитическому и ассоциативному мышлению, сравнительному анализу, без которого невозможно совершенное восприятие мироздания». Прошло всего несколько лет с этого ответа и, по крайней мере, для меня стал совершенно ясным существующий в грузинской общественности дефицит этого…
Второй угол, который я вычитал в квадрате-аватарах Малевича в отношении Грузии, касается авангарда теперь уже бывшей власти. Тех их основных свойств, которые довели до переутомления ими значительную часть общественности, довели до максимума пропасть непонимания, созданную между двумя частями общества, что в конечном итоге и отразилось в достигнутых политических результатах. Дело касается либертарианства и разнообразных ошибочных взглядов и манер поведения, прикрывающихся либеральными ценностями, которые как будто ничего общего не имели со свободой, демократией или же историческим опытом грузинской государственности. По крайней мере, это не моя мысль: такое мнение сформировалось у большинства, избравшего в прошлых выборах цифру «41». На циничное, на их взгляд, негрузинское, нетрадиционное, безбожное и пренебрежительное отношение либеральной общественности к остальной «темной и тупой» Грузии, они ответили собственной позицией в проведенных выборах. Вероятно, у теперь уже оппозиционной силы не было никаких ресурсов обезвредить это, или не было желания этого, или же у его слушателя не было способности осмысленного понимания - не могу сказать, это уже не имеет существенного значения.
Также по теме: Парламентские выборы в Грузии глазами недругов и доброжелателей
Третий угол - больше всего обидно, так как в нем я вижу самое большое искушение, за которым может последовать самый значительный разрушительный результат, поскольку касается души человека и основывается на отдельных авторитетах, облаченных в сутану, к сожалению чаще ложных, не имеющих ничего общего ни с учением христовым, ни Евангелием. Политизация Церкви в нынешней Грузии достигла такого уродства, что если бы сегодня по той или иной причине передо мной стояла дилемма, начать или не начать церковную жизнь, откровенно говоря, без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил, которые помогли бы мне узреть в церкви Христа и его учение, а не отдельных ангажированных священнослужителей, меня бы на самом деле затруднил этот шаг… Амбионы не только отдельных церквей, но и некоторых епархий уже давно освоили функцию политической кафедры.
В противостоящих политических лагерях человек с этого амбиона сформирован не в лике и подобии Господнем, а идеологическим соратником - оппонентом. В отношении политических противников не о любви, а ничего кроме возгласов ненависти и осуждения не услышать. Скоро, наверное, начнется наложение епитимии по политическому признаку. Во всяком случае, почти затеряна роль церкви в сложном и почетном деле объединения народа вокруг Христа и евангельской мудрости. Единственное, что стало основой этого однобокого объединения в целом ряде церквей и епархий, это программы тех или иных политических партий. Не говоря ничего о тех экстремальных «православных» инквизиционных организациях, которые «на основании благословения» без основного признака, отличающего христианство в отношении оппонента, - без любви к ближнему своему, сеют в них непонятное для меня православие…
Читайте также: Грузинская ли...?
Вот я и дошел до четвертого угла этого черного квадрата - вождизма, избавиться от которого мы не смогли в течение этих 23 лет. Мне меньше всего хочется касаться этой темы, потому как стыжусь подобного национального недуга в Грузии XXI века, который уже в четвертый раз начинается по одному и тому же сценарию, проходит по похожим симптомам и боюсь, увенчается тем же финалом, что и характеризовало трех прежних случаев…
А вот теперь уже я еще раз взглянул на политизированного в грузинской интерпретации черного квадрата Малевича и вижу каждого из нас в его злосчастном содержании. Вновь вижу многострадального, распятого Господа. Двух разбойников - слева и справа от него, одного из которых народ вновь предал вечному проклятию, а другого опять же в ускоренном темпе прочит достойным рая…
Единственное утешение, которое я действительно вижу, - что возможно пребывать не только в этих четырех углах, в черном пространстве, а взглянуть на все это сверху. Для этого следует воздвигнуть пирамиду в основе квадрата, которая даст возможность каждому желающему выйти из этого заколдованного горизонтального закрытого пространства и сделать первый шаг в вертикальном направлении. В противном случае все мы погибнем: и победившие, и побежденные. Еще раз прошу прощенья, и не кидайте в меня камнями, и так больно…