Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зачем красть знаменитые полотна?

Не считая краж самых известных произведений искусства, незаконная торговля культурным достоянием не собирается снижать обороты.

© Фото : Wikimedia"Крик" Эдварда Мунка
Крик Эдварда Мунка
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Зачем красть произведения такой огромной ценности? Ведь продать их чрезвычайно сложно. После каждой кражи информация о произведениях передается в Интерпол, который составляет список похищенного по всему миру. В настоящий момент в нем значится порядка 35 000 произведений искусства. Однако существование списка далеко не всегда становится препятствием на пути торгов в небольших аукционных домах.

Как сообщили AFP в нидерландской полиции, в ночь с понедельника на вторник из роттердамского музея было похищено семь полотен, в том числе - картины Пикассо, Матисса, Моне и Гогена. По словам представителя полиции, речь идет «о необычайной сумме». «Начато масштабное следствие, на месте преступления работают криминалисты», – добавила – она.


Но зачем нужно красть такие знаменитые произведения? В 2010 году Кентен Жирар уже задался этим вопросом после кражи полотен Пикассо и Матисса из Музея современного искусства в Париже. В 2011 году один из подозреваемых заявил, что картины были уничтожены. В мае 2012 года следствие было все еще не окончено.


Ранним утром 20 мая 2010 года из Музея современного искусства Парижа было украдено пять полотен: «Голубь с зеленым горошком» Пикассо, «Пастораль» Матисса, «Оливье около Эстаки» Брака, «Женщина с веером» Модильяни и «Натюрморт в подсвечниках» Лежера. Поначалу в прокуратуре сообщили, что общая стоимость похищенного достигает 500 миллионов евро. Крупнейшая кража начала века. Позднее в руководстве музея отметили, что эта сумма составляет скорее около 100 миллионов евро, что, согласитесь, тоже очень немало. Как следует из записи камер наблюдения, неизвестный человек в маске и черной одежде проник в музей, предварительно разбив окно и срезав замок. Затем он вырезал картины из рам и свернул их, чтобы унести. Сигнализация так и не сработала.

Читайте также: Караваджо - в Милане найдены сто рисунков молодого художника


Здесь сразу же возникает вопрос о мотивах. Зачем красть произведения такой огромной ценности? Действительно, все указывает на то, что продать их будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что после каждой подобной кражи во Франции информация о произведениях передается в Центральное управление по борьбе с незаконным оборотом предметов искусства (OCBC), а затем в Интерпол, который составляет список похищенного по всему миру. В настоящий момент в нем значится порядка 35 000 произведений искусства. В 2004 году в Интерполе была даже создана специальная экспертная группа. Толчком для ее формирования послужила война в Ираке и вызванный ею резкий скачок в незаконной торговле произведениями искусства (Багдадский музей был разграблен, так как американцы не посчитали необходимым взять его под защиту).

В теории все аукционные дома должны сверяться с этим списком перед тем, как выставить тот или иной лот на торги. Кроме того, существует и другой список – Art Loss Register. Он касается в первую очередь предметов, которые были украдены у евреев во время Второй мировой войны и продолжают регулярно всплывать на рынке искусства.

В крупных аукционных домах, таких как Christie's, «с сожалением» отмечают, что с ними «связываются, как только происходит какая-то кража», и заверяют, что «продажа у нас произведений искусства, которые были украдены и внесены в списки, полностью исключена: все выставленные на торги предметы фотографируются и снабжаются серийным номером».

Также по теме: Их научат разыскивать художественные ценности, похищенные нацистами

Как бы то ни было, существование этих списков далеко не всегда становится препятствием на пути торгов в небольших аукционных домах. Так, например, три итальянских майолики, которые пропали из одного немецкого музея во время войны, были проданы в начале мая 2010 года в Нижней Саксонии по цене гораздо ниже рыночной: аукционный дом и покупатели, по всей видимости, знали о происхождении лотов и сомнительной законности сделки. В музее, из которого они были похищены, узнали о продаже только позднее.

Стефан Тефо (Stéphane Thefo) из специальной следственной группы Интерпола не может понять мотивов кражи из пражского Музея современного искусства, так как «продать настолько известное произведение и заработать на нем деньги чрезвычайно сложно». Кроме того, он отмечает, что обрисовать психологический портрет таких грабителей практически невозможно:


«Все очень сильно меняется от случая к случаю. Бывают вооруженные налеты, ограбления, кражи - иногда ночью, а иногда и посреди дня. Мотивы могут варьироваться. Иногда воры недооценивают сложность продажи произведений на рынке, а иногда требуют выкуп, как, например, это было с «Сальерой» Бенвенуто Челлини».


Эту позолоченную и эмалированную статуэтку, которая была создана в 1543 году для Франциска I, в 2003 году похитили из венского Музея истории искусств. Злоумышленник потребовал выкуп за этот предмет в 40 миллионов евро, однако в конечном итоге денег он не получил и был арестован. Саму статуэтку обнаружили в 2006 году в свинцовой коробке, которая была закопана в лесу неподалеку от австрийской столицы.

Читайте также: Как Фаберже превратил пасхальные яйца в тонкое искусство


Заблуждения

В 2004 году два знаменитых полотна Эдварда Мунка - «Крик» и «Мадонна» - были средь бела дня похищены из музея в Осло двумя вооруженными людьми под ошарашенными взглядами посетителей. Два года спустя они все же были найдены с частичными повреждениями: налетчикам не удалось продать их или получить какое-либо вознаграждение. В 1994 году после кражи другого варианта «Крика» воры потребовали выкуп в миллион долларов. Норвежское правительство отказалось платить, а три месяца спустя полиция нашла картину в идеальном состоянии.


Стефан Тефо не слишком верит в то, что нередко можно увидеть «в кино»: заказ слегка безумного коллекционера, который хотел бы заполучить произведение только для себя:

«Это деликатный вопрос. Даже если вы хотите просто повесить такую картину в гостиной, она настолько известна, что вы попросту не сможете никого пригласить к себе в гости. То есть - вам придется спрятать ее в сейф, где вы и сами не сможете ее увидеть».

Точно так же он отметает теорию о престиже или некоем джентльменском соревновании между грабителями:

«Такие кражи гораздо сложнее и не приносят больших денег».

Также по теме: Ирландский художник создал «дом на миллиард евро»

К большому несчастью для всех, кто с грустью вспоминает об Арсене Люпене.

Как бы то ни было, во Франции не так давно все же был серийный вор произведений искусства – Стефан Брайтвизер (Stéphane Breitwieser). Этот эльзасец за семь лет похитил 239 произведений искусства из множества музеев по всей Европе. Он питал особую страсть к фламандским художникам XVI века и всегда утверждал, что его главная цель – формирование частной коллекции. Произведения он выставил в двух комнатах у себя дома. Тем не менее, в 2001 году швейцарские полицейские задержали его после кражи в Люцерне. К несчастью для искусства, его мать попыталась избавиться от улик и выбросила часть произведений в канал Рейн-Рона и разбросала их за городом.

После освобождения в 2006 году он опубликовал книгу «Признание похитителя произведений искусства» (Confession d'un voleur d'Art), которую журналист Пьер Асулин (Pierre Assouline) так охарактеризовал в своем блоге:

«Помимо напряженных описаний самих краж, самые сильные моменты – те, когда Стефан Брайтвизер пытается понять, как позволил затянуть себя в эту воронку. Он говорит о своей реакции единственного ребенка на уход отца, который забрал с собой мебель, полотна и редкие книги, оставив близких жить в мире Ikea, а также подчеркивает поведение вырастившей его матери, которая слишком сильно стремилась окружить сына заботой».

Читайте также: Как немцы занимались грабежом предметов искусства

К несчастью, после выхода книги, отмечает издатель, этот «необычный» человек «исчез из поля зрения». Так, может быть, вот он, след? Стефан Тефо рассматривает самые разные варианты, однако подчеркивает отличия между недавней кражей и методами нашего клептомана.

«Здесь совершенно другой профиль. Брайтвизер обычно действовал в дневное время и, пользуясь тем, что был один в музее, крал один-два предмета. Здесь же - взлом и ограбление».

Прибыльное дело

Не считая краж самых известных и редких произведений, незаконный оборот предметов искусства не собирается снижать обороты и приносит немалую прибыль. По оценкам Интерпола, нелегальная торговля произведениями искусства стоит на третьем месте по обороту после наркотиков и оружия.

Прежде всего, это объясняется тем, что «во многих случаях произведения искусства плохо инвентаризированы, – объясняет Стефан Тефо. – У владельцев нет фотографий и записей с датой приобретения. Обычно возвращают всего 10% украденного».

Что касается предметов средней ценности, «после семи-восьми посредников, они могут оказаться на легальном рынке». И никто не несет за это ответственности. «Кроме того, произведение может попасть и на нелегальный рынок, но там его можно продать за меньшие деньги», – добавляет он. Незаконный оборот предметов искусства касается в первую очередь стран, где разворачивается конфликт (например, Ирака и Афганистана), и которые обладают богатым культурным достоянием. Все это не так поражает воображение, как недавняя кража, однако приносит куда большую прибыль…