Вчера в интервью газете La Stampa Олланд заявил, что к концу года хочет видеть реализованными решения Европейского совета, принятые 28 июня. Действительно, июньские обещания были, говоря словами Баррозу, «огромной важности»: от «договора об экономическом росте и занятости» до проекта Ван Ромпея, который хочет реализовать банковский союз, добиться большей интеграции экономической политики и бюджета и увеличить демократическую законность европейской власти.
Совет в Брюсселе дает оценку уже достигнутого. В ноябре и декабре состоятся заседания Европейского совета, на которых будут приниматься конкретные решения.
После многих проволочек Европа выработала адекватный путь более существенной и ускоренной политико-экономической интеграции, чтобы противостоять кризису. Рынки отреагировали положительно, и летняя финансовая ситуация оказалась вполне удовлетворительной несмотря на ухудшение положения в реальной экономике, что в некоторых странах привело к социальной трагедии. Но сейчас пришло время выполнять обещания, чтобы избежать нового кризиса доверия и новой вспышки спекуляций. Важно, чтобы Европейский совет сконцентрировал свою работу на решении критических вопросов, а национальные лидеры имели бы смелость убедить своих избирателей в правильности выбранного пути, а не скатывались бы на дорогу популизма и национализма, которые подогреваются кризисом. Роль немецких властей особенно важна по очевидным причинам, которые нет смысла перечислять.
Читайте также: Меркель хочет для ЕС права вето по национальным бюджетам
К июньским решениям, которые наиболее срочно нуждаются в конкретном воплощении, относятся создание банковского союза и усиление интеграции бюджетной политики. Кажется, на обоих фронтах главную проблему представляет позиция Германии. При создании банковского союза возникают технико-институциональные проблемы, которые можно преодолеть. Достаточно не использовать их для сокрытия политической неспособности правительств заставить собственных банкиров принять порядок и европейский контроль, одинаковый для всех. Национальные правительства не должны относиться снисходительно к собственным банкам и защищать их. Власть Ангелы Меркель должна победить сопротивление группы немецких банков, которые тормозят создание банковского союза, без чего европейская валютная политика окажется заблокированной и попадет в ловушку, так как проценты за кредиты, выплачиваемые предприятиями и семьями, окажутся слишком различными в разных странах. Централизованный контроль банков давно назрел, так как Европейский фонд финансовой стабильности должен получить возможность прямо и авторитетно вмешаться в рекапитализацию испанских банков. Германия не может не признать, что это жизненно важно для стабильности немецких финансов.
Что касается интеграции бюджетной политики, то известно, что колебания Германии связаны в основном с боязнью, что ей придется платить за несоблюдение дисциплины теми странами, которые тратят не по карману. С другой стороны, интеграция политики предполагает достижение более эффективной дисциплины в общественных финансах. Уже многое сделано: заключен новый Пакт стабильности, определены консультационные процедуры «европейского семестра», есть обязательство о гибком паритете, ставшее законом. Все это должно предотвратить несостоятельность национальных бюджетов. Идет работа, чтобы все это привести в действие. Можно пойти и дальше. Меркель заявила в Бундестаге, что нужен единый комиссар по евро, который мог бы объявлять несостоятельными национальные бюджеты, не соответствующие европейским целям.
Также по теме: Рост экономики ЕС возможен с Турцией
Эта идея сближается с идеей общего бюджета, предложенного в июне Ван Ромпеем. Но она должна быть реализована таким образом, чтобы не подорвать дух, не превратить процедуру дисциплинированного сотрудничества в полицейскую акцию наказания, что понравилось бы некоторой части немецких избирателей. Европейские власти не проявили прозорливость в прошлые годы: сначала они невнимательно и снисходительно отнеслись к бюджету Германии, потом пошли по нереалистичному и неконструктивному пути в вопросе с Грецией и Португалией. Европа уже признала, что для улучшения ситуации в этих странах с помощью политически приемлемых реформ, требуется больше времени.
В тексте Ван Ромпея есть ключевая деталь, о которой нельзя забывать: «совместное принятие решений по бюджетам должно сопровождаться разделением ответственности и возможных рисков». Следовательно, при централизованном контроле нужно быть готовыми к налоговой солидарности, что в данный момент предполагает, что только что одобренный Стабилизационный фонд со временем должен привести к формированию общего долга и общих европейских государственных бумаг. Кроме того, июньский текст предлагает «предварительно мотивировать и принять национальный выпуск ценных бумаг, которые превышают одобренный уровень». Это говорит о том, что на законы о национальном бюджете не накладываются запреты, а предполагается настоящее сотрудничество при создании общих проектов, проведении реформ и введении необходимых поправок.
Здесь вопрос заключается в правильной расстановке акцентов, так как нужно избежать того, чтобы государства отказались выполнять указания «чужой власти», как ее называет Монти, которой пока не хватает демократической законности. Но узаконивание европейской власти тоже содержится в проекте Ван Ромпея. На этом фронте тоже нужно добиваться быстрого прогресса. До того, как будет принята европейская конституция, мы не обязаны уважать только немецкую конституцию.