Позиции России по сирийскому вопросу посвящено подавляющее число публикаций турецких изданий. Аналитиками предпринимаются попытки выявить причины проводимой Россией политики по Сирии, рассмотреть благоприятные для Москвы пути урегулирования сирийского кризиса, предсказать дальнейшее развитие отношений России и Турции, прежде всего в энергетической и торговой сферах.
Milli gazete (19.10) анализирует фактор России как одной из важнейших «сил, конкурирующих в сирийском вопросе», рассматривая внешнюю политику страны начиная с образования Российской Федерации. Лишившись своего влияния после распада СССР, Россия начинает восстанавливаться с приходом к власти Владимира Путина. В начале 2000-х годов Россия становится региональной силой, которая оказывает влияние на все происходящие в регионе события, стремится обеспечить национальную безопасность и расширить сферу своего влияния. Сегодня Россия предпринимает серьезные шаги и на международной арене и стремится проявить себя как глобальная сила. В этом состоит основная причина интереса России к Сирии.
По мнению автора, политику России по Сирии необходимо анализировать, опираясь на такие основания, как проект «Большой Ближний Восток» США и «арабская весна», превращение НАТО в глобальную военную силу, «обслуживающую мир Запада», желание руководства РФ сохранить выход к Средиземному морю и военную базу в этом регионе, стремление России обезопасить стратегические транспортные коммуникации, отношения Москвы с Ближним Востоком и Африкой, экономические цели Кремля. Отмечается, что энергетические ресурсы, которыми владеет Россия, рассматриваются Москвой как чрезвычайно важный стратегический фактор.
Star (19.10) знакомит читателей с аргументами российской стороны в ее полемике с США по сирийскому вопросу, которые были озвучены официальным представителем МИД РФ Александром Лукашевичем. Издание особо отмечает, что высокопоставленный российский дипломат «дал оценку вероятности передачи американцами носимых зенитных ракетных комплексов сирийским повстанцам». Отмечается, что связанная с этим фактом информация вызывает беспокойство у России, поскольку подпитка боевиков оппозиции современными вооружениями может привести к новым жертвам.
Как полагает Sabah (19.10), без поддержки или по крайне мере согласия России невозможно найти решение сирийского вопроса в рамках международного права. Поддержка Россией сирийского режима объясняется стремлением сохранить престиж на международной арене. Кроме того, Москва обеспокоена возможным приходом к власти в Сирии представителей радикального движения «Братья-мусульмане», что может крайне негативно сказаться на национальных интересах России. Отмечается, что в качестве мер по урегулированию кризиса Россией предлагается соблюдение достигнутых в Женеве договоренностей. При этом, если «алжирский посредник» Лахдар Брахими будет действительно ориентирован на соблюдение женевских соглашений, это будет способствовать усилению роли России в сирийском вопросе.
Останавливаясь на экономических интересах России в Сирии, Türkiye (19.10) отмечает, что в качестве альтернативного Сирии рынка Россия рассматривает Ирак, в связи с чем странами было заключено соглашение о поставке вооружений. Вместе с тем в Ираке может быть размещена военная база, которая могла бы заменить российскую базу в Тартусе.
Yeni Mesaj (18.10) сообщает о «призыве» известного российского военного эксперта Леонида Ивашова к российскому руководству, который считает необходимым ввести жесткие санкции по отношению к Турции в связи с позицией Анкары по Сирии. При этом в случае нападения Турции на Сирию необходимо прекращение всех отношений Москвы и Анкары.
Yeni Çağ (19.10) и Anayurt (19.10) останавливаются на вопросе энергетической зависимости Турции от России и Ирана и последствиях самолетного инцидента для сотрудничества стран в сфере энергетики. По мнению Yeni Çağ (19.10), в силу санкций в отношении Ирана, которые введены и продолжают вводиться странами ЕС и США, у Турции останется единственный источник энергетических поставок – Россия. Anayurt (19.10) полагает, что обострение отношений с Россией может привести к прекращению импорта и российского природного газа и нефти. Помимо сотрудничества в газовой сфере, отношения России и Турции интенсивно развиваются в области торговли. В этой связи «бесцельный» разрыв связей с Россией может стать причиной коллапса экономики Турции, полагает автор. Yeni Mesaj (19.10) пишет об ухудшении отношений России и Турции после самолетного инцидента в турецком аэропорту, о чем свидетельствуют явно «враждебно настроенные» заявления официальных лиц России и Турции.
Haberturk.com (19.10) и Milliyet (19.10) приводят заявление министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, который отметил, что «с первых часов инцидента в аэропорту между Турцией и Россией были открыты всевозможные каналы для консультаций». По мнению главы турецкого МИД, кризиса в отношениях России и Турции нет.
Ряд изданий уделяет внимание ситуации с экспортом российских вооружений, прежде всего в свете заявления президента РФ Владимира Путина о том, что «никто не имеет права вмешиваться в экспорт вооружений России», и ограничить его может только Совет Безопасности ООН (Anayurt, 19.10, Akşam, 18.10, Hürriyet, 18.10 и Milli gazete, 19.10).
Zaman (18.10) поднимает вопросы военно-стратегического сотрудничества России с зарубежными странами и отмечает, что Россия обладает важными военными связями со многими государствами и прилагает значительные усилия, для того чтобы сохранить их в соответствии со своими стратегическими планами. Так, благодаря подписанным соглашениям с Таджикистаном и Киргизией, Россия гарантирует сохранение своего военного присутствия в чрезвычайно важном с точки зрения безопасности регионе – Средней Азии. По мнению автора, российские военные базы в Таджикистане «заставляют другие страны ощущать военное присутствие России в регионе, а также обеспечивают национальную безопасность от радикальных элементов, которые рассматриваются как самая большая угроза».