Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская неофициальная интернет-система дебатов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Америке наступил последний этап предвыборных дебатов с нелепой шумихой вокруг «белиберды» и «нападок на Большую птицу». На этом фоне вдохновляющую альтернативу можно увидеть - как это ни странно - в России. В этой стране сейчас проходят неформальные и неофициальные дебаты, которые должны завершиться столь же неофициальными выборами в первый Координационный совет оппозиции.

В Америке наступил последний этап предвыборных дебатов с нелепой шумихой вокруг «белиберды» и «нападок на Большую птицу». На этом фоне вдохновляющую альтернативу можно увидеть - как это ни странно - в России.

В этой стране сейчас проходят неформальные и неофициальные дебаты, которые должны завершиться столь же неофициальными выборами в первый Координационный совет оппозиции. Это беспрецедентное голосование начнется 21 октября. Дебаты не попадают в прайм-тайм СМИ даже в Москве.

Она достигают мизерной аудитории – начинаются в полночь и проходят в укромном углу сети в формате 90-минутных сегментов. Выборы, которым они предшествуют, не санкционированы государственными органами и игнорируются Кремлем. Как и прошлогодние спонтанные уличные демонстрации, которые были вызваны сфальсифицированными парламентскими выборами, это самодельное голосование – чистой воды низовая инициатива. Она, конечно, не гарантирует появление общей платформы или стратегии, об отсутствии которых у разрозненной оппозиции давно принято сожалеть. Однако, перед нами - все же впечатляющий пример грамотного использования движением интернет-технологий именно для этой цели – для организации.

Читайте также: Он ошибается во всем

За 45 мест в Координационном совете борются более 200 зарегистрированных кандидатов. Это много. В оппозиционном Центральном выборном комитете зарегистрировались, чтобы участвовать в голосовании, 90 000 избирателей. Это мало.

Очевидно, что это внутреннее событие организовано «белыми ленточками» для «белых ленточек». Многие назвали бы это чем-то вроде пленарного конгресса в исполнении Occupy Wall Street – хаотичным и переоцененным мероприятием, имеющим значение исключительно для своих. Даже среди небольшого процента россиян, которые поддерживали январские и февральские протесты, после переизбрания Владимира Путина быстро восторжествовали разочарование и цинизм. Многие бывшие сторонники движения сейчас называют выборы в Координационный совет «игрушечными».

В каком-то смысле они правы. Это больше похоже не на выборы, а на партийный съезд. А для партии, которой пока даже не существует, 90 000 делегатов – это не так уж плохо.

Итак, как же проводить съезд с выборами из 200 кандидатов? В России это делают в интернете.

Возглавляемый 30-летним IT-специалистом и муниципальным депутатом из Екатеринбурга по имени Леонид Волков Центральный выборный комитет создал привлекательную, удобную и качественную интернет-платформу. Российские читатели могут не обращать внимания на общие слова и оценить сайт cvk2012.org самостоятельно.



Также по теме: Сергей Грозный пугает Кремль

На сайте размещены полный список кандидатов, их позиции по более чем двум десяткам важных вопросов и интерактивный инструмент, позволяющий пользователям отвечать на те же вопросы, чтобы найти кандидатов, взгляды которых им ближе всего в целом или по конкретной теме. Помимо позиции и биографии, на странице каждого из кандидатов указаны разные способы связаться с ним напрямую, а также находятся статьи и видеоклипы. Кроме того, на сайте есть портал, на котором можно зарегистрироваться, чтобы проголосовать 21/22 октября или создать региональный выборный комитет - к настоящему моменту их создано уже 40. Отдельные разделы с удобной навигацией посвящены официальным заявлениям, процедурам, правилам, финансированию, урегулированию споров и часто задаваемым вопросам. Пользователи могут смотреть прошлые дебаты, оценивать выступления или голосовать на параллельном конкурсе эссе, на котором материалы вывешиваются анонимно, чтобы более известные кандидаты не получили преимущества.

Короче говоря, такого выборного сайта в России никогда раньше не было.

Что касается дебатов, сейчас началась их финальная часть, в ходе которой кандидаты, получившие больше всего SMS в поддержку, получают больше времени для выступлений. Обсуждение идет корректно и по существу, хотя ему не хватает харизмы. Большинству участников меньше 40 лет, но в основном они - ветераны протеста (если у движения, которому всего год, могут быть ветераны). Некоторым из них грозит тюремный срок, некоторые держались подальше от передовой. Известностью за пределами протестного движения пользуются лишь немногие, в частности - чемпион по шахматам Гарри Каспаров, объявлениями, призывающими поддержать которого, изобилует сейчас блогосфера. Фаворитом выборов остается Алексей Навальный, блестящий блогер и борец с коррупцией, бывший одной из ключевых фигур зимних протестов.

Читайте также: Чирикова - Однажды я почувствовала себя гражданином

Важно отметить, что эти дебаты не будут предопределять исход голосования. Они проводятся, чтобы очертить пространство в целом, а не начислять очки. Все 200 с лишним претендентов на места в совете останутся в списке независимо от того, как они выступили на дебатах. Каждый избиратель может проголосовать максимум за десять кандидатов.

Маловероятно, что эти экспериментальные выборы определят будущее российской оппозиции. Совет из 45 человек, представляющих столь разные группы, как сталинисты, веганы, левые, националисты и зеленые, вряд ли сможет быть хорошим координатором. Когда 23 октября будет объявлен состав совета, дальнейшее дробление и расколы будут ничуть не менее вероятны, чем консолидация. Не улучшает ситуацию и то, что конкретные функции выборного органа до сих пор точно не определены.

У вышедших в декабре на улицы 100 000 демонстрантов, которые продолжали протестовать до ранней весны, было одно общее требование – требование честных выборов. Отвечают ли ему эти выборы, открытые для всех, но известные лишь немногим? Не помешают ли сбои сети, усилия хакеров или непрофессионализм участников подсчета голосов благим намерениям осуществиться? Скоро мы это увидим.

Пока же я смотрю, как 200 убежденных и идейных активистов сменяют друг друга на дебатах - и понимаю, что это очень важно. Возможно, они драматизируют происходящее и принимают детские шажки за большие шаги вперед. Однако я готова поспорить: то, что стоит на кону в долговременной перспективе, - даже больше, чем Большая птица.