Когда-нибудь, если российская оппозиция все же сможет отодвинуть президента Владимира Путина от власти, историкам будет трудно перечислить все группы, которые претендовали на лидерство в ней. Движение зародилось всего 10 месяцев назад, в декабре 2011 года, когда начались массовые уличные протесты против правления Путина. Однако за это время успело возникнуть не меньше десятка революционных советов, играющих роль его авангарда. Самый легитимный из них на сегодняшний день был сформирован в понедельник 22 октября после того, как 90 000 россиян проголосовали на выборах лидеров движения. Все предыдущие комитеты были самопровозглашенными и быстро разваливались.
Первый такой комитет возник в декабре прошлого года, через несколько дней после первой массовой демонстрации в Москве. Его участникам, собравшимся в душном подвальном помещении, потребовалось несколько часов и много крика только для того, чтобы решить, как себя называть. Разногласия были такими масштабными, что в итоге – в основном, просто от усталости - решено было остановиться на почти бессмысленном названии «Инициативная группа». Единственным организационным принципом было, судя по всему, «приходи, кто хочет». В результате получилась настолько вздорная, раздробленная и случайная группа людей (один активный участник был, вообще, больше всего похож на бродягу), что в какой-то момент одна из женщин встала на стул и закричала: «Ради Бога, умерьте самолюбие и ведите себя прилично!» Однако товарищи к ее словам не прислушались.
Читайте также: Координационный совет российской оппозиции - взгляд из Европы
«Это был ад, - вспоминает блогер и активист Алексей, с самого начала бывший главным претендентом на лидерство в движении. – Последний раз, когда я посетил заседание организационного комитета перед очередным протестом, происходящее сильно напоминало картину: “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. 50 человек в комнате, половина из них орет друг на друга. Какое-то безумие».
Это не только мешало движению выработать какую бы то ни было общую платформу, но и дало Путину повод в прямом телеэфире назвать демонстрантов бандерлогами – не имеющими вожаков обезьянами из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга. Это оскорбление было особенно обидным потому, что имело некоторые основания: у движения, действительно, не было настоящих лидеров. Поэтому в декабре Навальный заговорил об онлайн-голосовании, которое позволило бы всем участникам и сторонникам уличных протестов выбрать руководящий совет.
Задача организовать эту виртуальную демократию легла на плечи Леонида Волкова – жизнерадостного активиста из Екатеринбурга, хорошо разбирающегося в информационных технологиях. С помощью четырех добровольцев-программистов — как он мне рассказал, «они не были волшебниками, но отличались огромным энтузиазмом» — Волков сумел создать то, что Навальный в декабре называл «преобразованным “Фейсбуком”». Система позволяла россиянам регистрироваться в интернете и голосовать за 45 из примерно 200 кандидатов, которым, чтобы попасть в список, нужно было лишь заплатить сбор приблизительно в 300 долларов. Получившийся выборный орган будет носить название Координационного совета оппозиции. Поскольку он избран 90 000 голосов со всего мира, его выборы стали, вероятно, самым крупным в истории экспериментом в области интернет-демократии.
Также по теме: Не похищали мы. Он сам пришел!
Но самое впечатляющее все же происходило вне интернета, в ходе предвыборных дебатов. За две недели до голосования небольшой независимый телеканал «Дождь», которому сейчас - всего два года, выделил кандидатам часть своего ночного эфира для дебатов. Зрелище было не особенно захватывающим, потому что большинство кандидатов были согласны с друг другом в основных вопросах. В ходе финального раунда союзница Навального Любовь Соболь спросила у оппонентов: «Путин – вор?» Никто не ответил, потому что все расценили вопрос как риторический. Но главным в этом мероприятии было даже не представление обществу нового поколения политиков, а воскрешение жанра политических дебатов. Путин за 12 лет пребывания у власти ни разу не дебатировал с соперниками. «Мы наблюдаем возрождение утраченного искусства», - сказал мне ведущий дебатов Демьян Кудрявцев после полуфинала.
Голосование прошло уже не столь спокойно. «Это был второй из худших дней в моей жизни», - считает Волков. (Для справки, первым он считает тот день, когда несколько лет назад заснул за рулем и чуть не погиб в автокатастрофе вместе с тремя своими пассажирами.) Утром 20 октября, когда началось виртуальное голосование, по системе нанесли удар хакеры. «Атака напоминала алмазное сверло, - утверждает Волков. – Тот, кто это сделал, должен был изучить эту систему и вычислить самое слабое ее место». Команде Волкова потребовалось 20 часов, чтобы залатать дыру, поэтому голосование пришлось продлить на следующий день.
Во время выборов его команда работала в крошечной переговорной, которой Волкову позволил воспользоваться один из кандидатов. Обстановка там больше напоминала студенческую комнату перед последним экзаменом, чем нервный центр национальных выборов. На столе рядом с десятком ноутбуков громоздились коробки с недоеденными пончиками и китайской едой. Волков в носках и мятой рубашке выглядел как человек на грани нервного срыва. Четверка волонтеров явно чувствовала себя не лучше. В какой-то момент Волкову позвонили с одного из избирательных участков (в Москве их было создано шесть, в основном - для пожилых избирателей, у которых нет доступа к интернету) и сказали, что его закрывает полиция. «На каком основании?» - спросил Волков. «С каких пор им нужны основания?» - ответили ему. «Все, я сдаюсь, - сказал один из добровольцев, евший пирожное. – Пусть они все закрывают. Я больше не могу».
Читайте также: Сергей Грозный пугает Кремль
Рядом с офисом десяток здоровяков проводили пикет против выборов. Это были вкладчики МММ, самой известной в России финансовой пирамиды, подарившей этой - и без того почти карикатурной драме - необходимого злодея. Основатель МММ Сергей Мавроди, организовал в 1990-х годах гигантскую «схему Понци», провел за это четыре года в тюрьме, а сейчас управляет новой пирамидой. Он поставил себе цель сорвать голосование. В своем видео-заявлении для TIME он сказал, что хочет таким образом снискать расположение путинских служб безопасности, чтобы они не трогали его «систему». (Как писал TIME в прошлом году, государство не слишком старается пресечь деятельность Мавроди.) «Для властей враг номер 1 – оппозиция, ну и слава Богу!» - подчеркнул Мавроди в видео-заявлении (это единственная форма, в которой он соглашается отвечать на вопросы). «Мы с удовольствием присоединимся к властям для того, чтобы утопить оппозицию, - добавил он. – Если надо будет сотрудничать с дьяволом, мы будем сотрудничать, если это будет полезно для системы [МММ]».
Его тактика была грубой, но эффективной. Мавроди, судя по всему, блокировал доступ к инвестиционным счетам тысяч вкладчиков МММ и потребовал, чтобы они зарегистрировались для участия в голосовании. Несколько десятков вкладчиков MMM также, по-видимому, заплатили взносы в 300 долларов, чтобы попасть в избирательный список. Волков быстро выявил этих кандидатов, которых он называет «МММ-зомби», и отказал им в регистрации. После этого они отправились в полицию и обвинили его в краже их регистрационных взносов. Это позволило генеральной прокуратуре открыть против команды Волкова уголовное дело по обвинению в мошенничестве. «У того, кто это придумал, удивительное чувство юмора, - заметил Волков. – Самый знаменитый шарлатан в стране обвиняет нас в жульничестве».
Мавроди в этом не одинок. Государственные телеканалы не пожалели эфирного времени, чтобы заклеймить голосование как недемократичное. Заметим, что в свое время они практически не уделяли внимания свидетельствам о фальсификациях на проходивших в прошлом декабре выборах в парламент и на мартовских выборах, обеспечивших Путину новый президентский срок. «Это имитация демократии!» - воскликнул за неделю до интернет-голосования один из ведущих с телеканала НТВ. Впрочем, подобные попытки дискредитации, вероятно, следует считать признаком успеха выборов. «Не знаю, паранойя это или что-то еще, но они явно испугались», - заявил Навальный, который, как и ожидалось, занял первое место. На втором месте оказался бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, на третьем – писатель и поэт Дмитрий Быков. В число остальных 42 членов совета попали кто угодно – от сталинистов и социалистов до крайних националистов. Трудно сказать, смогут ли они вместе выработать политическую программу - или хотя бы не передраться. Однако со времен Инициативной группы они все же прошли долгий путь. По крайней мере, они перестали быть бандерлогами.