Восемь месяцев общественных работ и запрет на вождение транспортных средств в течение четырех лет – такое наказание получил епископ Петр Ярецкий (Piotr Jarecki). Священник, который находясь в нетрезвом виде стал виновником ДТП, добровольно согласился подвергнуться наказанию. Пресс-секретарь варшавской комендатуры полиции Мариуш Мрозек (Mariusz Mrozek) сообщил, что полиция предъявила ему обвинение в вождении автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. В прошлую субботу машина священника, в крови которого было обнаружено 2,6 промилле алкоголя, врезалась в фонарь, в ДТП никто не пострадал.
«Это адекватное наказание, мы приняли во внимание, что подозреваемый ранее не привлекался к уголовной ответственности», – сообщила прокурор Малгожата Гаварецка (Małgorzata Gawarecka) – заместитель руководителя отдела прокуратуры Варшава-Средместье Север. Сейчас дело будет направлено в суд, который в течение месяца должен вынести вердикт, соответствует ли наказание совершенному правонарушению.
Помощь специалистов
В понедельник епископ Ярецкий сделал заявление, в котором он признался в содеянном. Он попросил прощения у всех, кому могли угрожать его действия, а верующим варшавской архиепархии принес извинения за то, что обманул их доверие. Одновременно он перепоручил свою судьбу в руки Папы римского.
«Я боюсь, что последствия могут быть очень серьезными, – говорит главный редактор Католического информационного агентства Марчин Пшечишевский (Marcin Przeciszewski). – 378-ой канон канонического права ясно говорит о качествах, которыми должен обладать кандидат в епископы, то же самое распространяется на священников, имеющих этот сан. Такой человек должен обладать хорошей репутацией, а она в данном случае была подмочена, и это признал сам епископ, принося извинения».
Не первый случай
Епископ Ярецкий – это не первый иерарх, который управлял автомобилем в нетрезвом виде. В 2003 году виновником ДТП стал покойный епископ эльблонгский Анджей Шливиньский (Andrzej Śliwiński). Он находился за рулем, имея в крови 0,8 промилле алкоголя, и спровоцировал аварию. Происшествие было более серьезным: в нем пострадали мужчина и ребенок. Епископ был сначала отстранен от исполнения своих обязанностей ординария епархии, а потом подал прошение освободить его от служения, которое принял Иоанн Павел II.
В своем заявлении епископ Петр Ярецкий одновременно заявил, что он готов подвергнуться специальному лечению. «Я смотрю на кризис этого епископа не как на поражение, а как на шанс, что благодаря случившемуся он избавится от зависимости», – сказал нам священник, пожелавший сохранить анонимность.
Специальные центры для духовных лиц
В распоряжении священников-алкоголиков есть два центра, в которых они могут пройти лечение: в Ковалево под Плешевым (калишская епархия) и в Наленчуве (люблинская еперхия). Центром в Ковалево заведует ведущий трезвый образ жизни уже 30 лет отец Веслав Кондратович (Wiesław Kondratowicz). Священники проходят здесь курс четырехнедельной терапии, а потом приезжают раз в месяц на посттерапевтические встречи.
За 18 лет работы центра его услугами воспользовались 700 священников. Духовные лица, страдающие, например, алкогольной зависимостью могут обратиться за помощью специалистов и в другие церковные организации, в частности, при святыне в Лихене, в которой существует Центр помощи семье и зависимым. «Священники-алкоголики проходят лечение также в светских учреждениях, – говорит журналист Станислав Засада (Stanisław Zasada), автор книги "Признания священников-алкоголиков". – Эта болезнь может затронуть любого, она очень демократична».
По подсчетам экспертов от семи до десяти процентов популяции имеет алкогольную зависимость или предрасположенность к алкоголизму, и это в равной степени касается всех общественных групп.
Приходится молчать
«Священники – это группа повышенного риска. Как судьи, врачи, учителя или журналисты, то есть люди, которые сталкиваются с проблемами других и одновременно советуют, как им жить, – рассказывает Засада. – Часто бывает, что рядом со священником не оказывается человека, который обратил внимание на его болезнь, сказал, что нужно лечиться. В семье с этим проще. Один священник жаловался мне, что он очень долго не отдавал себе отчет в болезни, а в это время, как он узнал позже, о нем сплетничали и шутили.
Психолог и сексолог Ева Куш (Ewa Kusz) отмечает, что в Польше, как и в других посткоммунистических странах, в замкнутых группах, к которым принадлежат священники, существует тенденция не выносить свои проблемы наружу: «Например, не принято рассказывать начальству о чьих-то проблемах с алкоголем. Это своего рода созависимость. В странах с более долгой демократической традицией о проблемах говорят открыто».
Завышенные требования к священникам
Почему духовные лица попадают в зависимость от алкоголя? Герои книги Станислава Засады перечисляют в ряду причин: одиночество, отсутствие понимания со стороны начальства, связанное с работой в приходе и в школе, давление, а также частые приглашения на мероприятия, где нельзя отказаться от алкоголя. «Люди предъявляют к священникам больше требований. Они думают, что при помощи веры и благочестия те решат все проблемы, – говорит Ева Куш. – Священник чувствует, что он должен быть всегда в идеальной форме, должен справляться с проблемами. Ему стыдно пойти к представителю вышестоящей инстанции и сказать, что у него что-то не получается». Психолог добавляет, что ситуация ухудшается одновременно с продвижением по иерархической лестнице. Чем священник оказывается выше, тем сильнее он замечает, что вокруг него становится все меньше людей, перед которыми он не обязан быть всегда «супер», и со своими проблемами ему приходится разбираться самому.