Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как мозг воспринимает искусство?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фреске Микеланджело «Изгнание из рая» на своде Сикстинской капеллы впавший в немилость Адам рукой сдерживает вооруженного мечом ангела. Глаза Адама отведены от лезвия меча, а его кисть поднята в защитной позе. Этот жест одновременно жалок и прекрасен. Но что же вызывает эстетическую реакцию зрителя – возможно, ощущение того, что мы сами находимся там вместе с Адамом, отражая удары?

На фреске Микеланджело «Изгнание из рая» на своде Сикстинской капеллы впавший в немилость Адам рукой сдерживает вооруженного мечом ангела. Глаза Адама отведены от лезвия меча, а его кисть поднята в защитной позе. Этот жест одновременно жалок и прекрасен. Но что же вызывает эстетическую реакцию зрителя – возможно, ощущение того, что мы сами находимся там вместе с Адамом, отражая удары?

Недавно группа исследователей, состоящая из нейробиологов и историка, попросила десять человек – объектов исследования - рассмотреть запястье, изображенное на фреске. Используя технологию, которая называется транскраниальной магнетической стимуляцией (ТМС), ученые проследили, что происходит в это время в мозге объектов исследования. Исследователи обнаружили, что изображение активизировало области в первичной двигательной коре головного мозга, которая отвечает за движение собственных запястий объектов.

«Один лишь вид поднятых кистей вызывает активацию мускулов»,  - сообщает  Дэвид Фриберг (David Freedberg), профессор истории искусства в Колумбийском университете, который принимал участие в исследовании. Эта связь объясняет, почему, к примеру, люди, смотрящие на балерин Эдгара Дега, иногда говорят, что испытывают ощущение, будто они сами танцуют – мозг отражает деятельность, изображенную на полотне.

Исследование Фриберга – это часть нового, но развивающегося направления нейроэстетики, которое занимается исследованиями того, как мозг воспринимает произведения искусства. Эта дисциплина возникла 12 лет назад, когда в свет вышла книга нейробилога Семира Зеки (Semir Zeki) под названием «Внутреннее видение: исследование искусства и мозга». Сегодня подобные его книге работы полагаются на все более утонченные технологии визуализации мозга, включающие в себя ТМС и функциональную магнитно-резонансную томогафию (ФМРТ), которая показывает движение потоков крови и оксигенацию мозга. К примеру, ученые исследуют рекацию зрителя на классическую скульптуру, а потом деформируют пропорции тела этой скульптуры и наблюдают за тем, как меняется восприятие мозга зрителя.  Или они могут изучать, что именно происходит в мозге, когда его владелец рассматривает картину с китайским пейзажем,  и сравнивают это с восприятием мозгом работы, избражающей простое, повторяющееся задание.

Ульрих Кирк (Ulrich Kirk), нейробиолог в Виргинском техническом исследовательском институте,  также интересуется  окружением, в котором находятся произведения искусства. К примеру, будет ли восприятие зрителя одинаковым, если он смотрит на определенную работу в Лувре или в менее величественном окружении, скажем, на дворовой распродаже?  В одном из своих экспериментов Кирк показал участникам серию изображений. Некоторые, как объяснил им Кирк, были произведениями искусства, а другие – созданы при помощи программы Photoshop.  На самом деле, Photoshop не применялся ни к одной из работ. Кирк обнаружил, что рзличные области мозга зрителей активизировались, когда он называл какое-либо изображение «искусством».

Кирк также надеется однажды изучить мозг самих художников. «Возможно, проведя процедуру ФМРТ над мозгом известных художников, удастся визуализировать сам процесс творчества»,  - считает он.

Другие, включая некоторых нейробиологов, беспокоятся, что наука предоставляет редукционистский взгляд на искусство.  Вилаянур Рамачандран (Vilayanur Ramachandran), нейробиолог из Университета Калифорнии в Сан-Диего, говорит, что нейроэстетика, без сомнения, «обогащает наше понимание эстетического восприятия человека». Однако, добавляет он, «мы пока затронули лишь малую часть...  Мы еще не поняли сущность искусства и гениальности  – и, возможно, так никогда это и не поймем».