Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нарастающее с каждым днем беспокойство и набирающие скорость ритмы жизни в Стамбуле сопровождаются появлением чудовищной архитектуры. Вдоль автобанов, словно грибы, прорастают гигантские здания, как в фильмах ужасов. Когда едешь по автодороге, часто создается ощущение, что эти строения в любой момент могут обрушиться прямо на тебя.

В полночный час возвращаясь из Пловдива (Болгария), я очутился в погруженном в темноту Стамбуле – гигантском, непостижимом и хаотичном городе. Пловдив, небольшой, небогатый город, напоминающий Турцию 30-летней давности, поразил меня широкими проспектами, большими площадями, открытой, упорядоченной застройкой и дорогами, украшенными платанами.

Нарастающее с каждым днем беспокойство и набирающие скорость ритмы жизни в Стамбуле сопровождаются появлением чудовищной архитектуры. Вдоль автобанов, словно грибы, прорастают гигантские здания, как в фильмах ужасов. Когда едешь по автодороге, часто создается ощущение, что эти строения в любой момент могут обрушиться прямо на тебя (например, огромное здание холдинга Zorlu при въезде на Босфорский мост или громадное сооружение компании Torunlar на перекрестке в районе Башакшехир). Судя по недавней информации, вдоль этих автобанов планируется строительство еще 16-ти гостиниц. Следовательно, на пути по перегруженным дорогам - ряд за рядом - будут вырастать тени этих громоздких сооружений. Дорожное движение станет еще более интенсивным, так как потоки автотранспорта значительно возрастут. Все это превращает Стамбул в «город химер»!

Читайте также: Анкара развивается динамичнее Стамбула

Стамбул – это «божественный полис», который прошел через множество цивилизаций. «Божественный полис» Рима (Блаженный Августин), город Эрдемли Османской империи (модель добродетельного города аль-Фараби). В период поздней Османской империи вновь начинаются поиски городской идентичности… С этой целью особое внимание уделяется развитию национальной архитектуры. Во главе с такими нашими архитекторами, как Ахмет Кемаледдин, совершенствуется национальная городская политика. По распоряжению Абдул-Хамида II в рамках данной политики в городе были построены почтовое и телеграфное отделения в Эминоню. В архитектуре этих строений мы видим «поэзию традиции» позднеосманского периода. В частности, продуктом такой городской политики, имевшей место до 1928 года, стала Анкара. Все строительные сооружения создавали индивидуальный образ, который объединял общий стиль, традиции и современность.


Начиная с 1928 года, Республика приняла решение распространить концепцию секуляризованного «божественного города» Запада. В силу этой концепции Анкара была изобретена заново! Были разработаны десятки таких сооружений, как здание факультета языка, истории и географии, а также здание оперного театра. В этих строениях не было ни Анатолии, ни Османской империи, ни ислама. По этой причине данная политика со временем превратила город в «химерный», новые формы которого используются и в строительстве жилых массивов. 

Сегодня строительство жилых блоков стало возведением башен и небоскребов. Без всякой заботы о целесообразности во многих частях Стамбула возникают высотные строения. Например, «Вавилонская башня»… Может быть, Стамбул становится новым Вавилоном? Без внимания к общей атмосфере, большой численности населения и дорожному движению, словно призраки, появляются один за другим зловещие небоскребы. Стамбул утрачивает свою модель «божественного» города и города Эрдемли, унаследованную от Рима и Османской империи. Сегодня мы проходим через фазу строительства, которое не несет в себе никаких уникальных особенностей города, который формировался в период, когда можно было говорить о взаимосвязи многих цивилизаций и ислама или о жизни города традиционной культуры.

Также по теме: Привычка жить в Стамбуле с хроническим кризисом на дорогах

Мы переживаем период, когда города перестраиваются заново, и Стамбул также участвует в этом процессе. В качестве приоритетных рассматриваются экономические задачи, рост населения, ограниченное пространство. Тем не менее, разве не должно быть у новых сооружений, проектируемых заново, определенной индивидуальности и стиля? Разве нельзя обеспечить улучшение, по крайней мере, площадей общего пользования, которые будут доступны всем? Разве сложно определить «индивидуальный стиль», который символизировал бы каждый вновь создаваемый строительный объект?

Ведь только через отождествление с городскими достопримечательностями, обладающими «индивидуальным стилем», у жителей города возникает ощущение сопричастности с этим городом. Придавая определенный дух городу, произведения архитектуры могут стать символом единого представления о нем.

Несмотря на то, что с течением времени и в результате землетрясений Стамбул неоднократно подвергался разрушениям, изначально он был построен как «божественный город». А сейчас источником «варварства» становится не землетрясение, а люди! Нельзя забывать о том, трансформации города - это возможность построить наш современный «божественный город».