Действительно ли эти выборы – самые важные в наше время? Этот вопрос был задан одним обеспокоенным британцем несколько дней назад. Он адресовал его политическому аналитику Ларри Сабато (Larry Sabato), которого показывали на экране конференц-зала, словно какого-то огромного электронного гуру. Сабато не смутился: «Эти президентские выборы – действительно самые важные с 2008 года», - ответил он.
В ответ послышался смех, однако аудитория не была полностью удовлетворена ответом. Для британцев, как и для большинства европейцев, и, конечно, большей части других иностранцев, этот аспект выборов очень сложно понять. «Важна» ли президентская гонка 2012 года? Приведет ли она к судьбоносным изменениям во внешней политике США и отношении этой страны ко всему миру? Или она ничего не изменит?
Причина этой неразберихи понятна. Отголоски жестких дискуссий этой скверной кампании доносятся сюда через Атлантический океан. Многие европейцы знают, что некоторые американцы считают Обаму марксистом-социалистом, настроенным на разрушение США, и что другие называют Ромни капиталистом-стервятником, который ограбит бедных, чтобы накормить богатых. Британцы особенно любят охать и ахать по поводу количества денег, которое республиканцы и демократы тратят, видимо, веря в глубокую важность результата.
В то же время эти выборы получают меньше внимания иностранных СМИ, чем любые другие на моей памяти. Иностранцы были заинтригованы Биллом Клинтоном и снисходительно настроены к его грешкам. Каждое слово, произнесенное Джорджем Бушем-младшим в ходе его кампании повторяли с завороженным ужасом. Биографию Барака Обама подробно обсуждали в 2008 году, задаваясь неизбежным вопросом о том, проголосуют ли американцы за чернокожего кандидата. (Я говорила им, что проголосуют, но мне никто не верил).
На этот раз все по-другому. До недавнего времени Ромни в британских СМИ использовали в качестве объекта для шуток – и все благодаря его отталкивающему визиту незадолго до летней Олимпиады. Люди лишь недавно столкнулись с удивительной мыслью о том, что он может стать президентом – хотя и возможность поражения Обамы не вызывает у них особых страданий. Обама остается предпочитаемым кандидатом почти во всем мире – 60-70% европейцев хотят видеть на посту президента Обаму, а не Ромни – но я не встретила в Лондоне ни одного человека, который бы особо переживал о плохом выступлении нынешнего президента на первых дебатах.
Есть множество причин этого безразличия, начиная с того факта, что люди больше не верят (как раньше многие верили), что американский президент может решить их проблемы. Ни Обама, ни Ромни не смогут реально помочь в решении еврокризиса. Ни один не сможет создать эффективные правительства в Египте или Ливии. Ни один из них не сможет сделать Россию менее коррумпированной, а Китай – менее «кумовским». Миф о том, что Америка – это всевидящая и всезнающая супердержава, не существует уже почти нигде, за исключением некоторых уголков планеты. Как это ни странно, но чаще всего его еще можно услышать в арабском мире.
Возможно, аутсайдеры начали понимать то, что осознают еще не все американцы: способность президента США влиять на события даже в свое собственной стране ограничена. Этого нельзя понять, слушая речи предвыборных кампаний: ведь в интересах находящегося на посту президента кандидата - хвалить все хорошее в этом мире, а в интересах его конкурента – винить своего соперника за все плохое. В результате подобной риторики любого американского президента в наши дни считают лично ответственным за все, начиная с утечки нефти до безопасности посольств. Многие американцы – хоть они и не хотят это признавать – стали ожидать от своего правительства гораздо большего, чем раньше.
И все же, как показывают опросы, США остаются нацией «50 на 50». Тот, кто выиграет 6-го ноября, скорее всего, столкнется с разделенным конгрессом, а это означает, что у победителя не будет неограниченного контроля над бюджетом, здравоохранением и другими крупными программами. Во внешней политике любой победитель столкнется с незавидным выбором по поводу Афганистана, Сирии и Ирана. Любому из них будет трудно иметь дело с раздражительными лидерами Китая и России. Ни у одного из победителей не будет бесспорного контроля над мирным процессом на Ближнем Востоке или над Совбезом ООН.
Что важнее всего, любой из кандидатов поймет, что выборы – или перевыборы – сами по себе не имеют особого значения. Инаугурация Барака Обамы не сделает Америку автоматически более популярной в мире, а избрание Митта Ромни не превратит страну в более уважаемую, сильную или ненавидимую. Так что же, важны ли эти выборы? Да, конечно. Это самые важные президентские выборы, начиная с 2008 года.