Краков – Одной из самых ярких иллюстраций «притока мозгов» в Польшу можно назвать южный город Краков, который сейчас переживает минибум в сфере информационных технологий, тогда как большая часть европейской технологической арены погрузилась в состояние бездействия.
Пример всемирной обратной миграции – превращения утечки мозгов в приток специалистов во многих государствах – здесь очевиден: за последнее время в Кракове открылось около 70 многонациональных компаний, где работают 20 тысяч квалифицированных сотрудников – как поляков, так и иностранцев. В мае там открылась компания Cisco, и ее штат, который сейчас насчитывает 90 сотрудников, скоро расширится до 500. Google перевела туда офис R&D. В Кракове также появились офисы компаний State Street, Capgemeni, Lufthansa, Shell, Brown Brothers и Philip Morris.
Оптимисты называют Краков маленькой Кремниевой долиной Центральной Европы. И его активное развитие стало магнитом для квалифицированных кадров: Краков представляет собой маленький оазис польской богемы, где расположены 14 колледжей и университетов, и в отличие от Варшавы, разрушенной во время Второй Мировой войны, этот город сохранил свое австро-венгерское архитектурное очарование.
В процессе подготовки своего репортажа о притоке квалифицированных кадров я встретился с несколькими молодыми и одаренными обратными мигрантами в технопарке, сделанном из стали и стекла. Недавно начавшие работать на британскую компанию Element14, онлайн-провайдера интерфейсов для продажи электронного оборудования, эти молодые люди стали яркими представителями авангарда притока специалистов в Польшу. Их появление в городе свидетельствует о стремительном развитии Кракова, а также о его блестящем будущем.
Ярослав Грабон (Jaroslaw Grabon), разработчик программного обеспечения, родился в Польше, но его семья переехала в Германию. Теперь, приняв довольно мучительное решение, он вернулся в Краков, оставив свою квартиру и друзей в Мюнхене. По его словам, его пригласил специалист по подбору персонала компании Shell, и он решил из любопытства и интереса к своей родной стране вернуться.
«В Польше я чувствую себя лучше, чем в Германии, не могу объяснить почему, но это было очень трудным решением. Я оставил в Германии всю свою семью. Я разослал 120 резюме и получил 80 приглашений. У меня была возможность поехать в Гданьск, но я выбрал компанию Shell. А потом я переехал сюда и начал работать на Element14».
Аллесандро Ломбарди (Alessandro Lombardi) не смог найти работу в своей родной Италии, а в Польше ему удалось устроиться.
Томаш Василевски (Tomasz Wasilewski) работал в Варшаве на одну из компаний Кремниевой долины, в штате которой было множество таких же людей как он – потомков эмигрантов из Польши. Но потом его перевели в Краков, и он переехал, отчасти из-за того, что город активно развивается, отчасти для того, чтобы приобрести необходимый опыт.
Марианна Куукканен (Marianne Kuukkanen), девушка из Финляндии, приехавшая в Краков в этом году, говорит, что многонациональная среда этого города требует «более пристального внимания к себе, и, как мне кажется, это сделало меня более эффективным и знающим работником и помогло наладить отношения с окружающими».
По словам этих молодых людей, многонациональная рабочая среда, внедрение новых бизнес-моделей и необходимость постоянно быть в курсе последних нововведений способствует формированию в Кракове нового менталитета.
«Все, кто здесь работают, при желании могут уехать куда угодно, в любое другое место. Мы не связаны нашей национальностью. Поляки, которые возвращаются сюда, могут добиться здесь гораздо большего влияния, чем где-либо еще, и они это знают. Это является одним из факторов, обуславливающих их выбор. Потому что это не такое большое место», - говорит Войчех Буркот (Wojciech Burkot). Его самого тоже можно назвать частью активного развития Кракова, потому что он занимает пост главы подразделения R&D компании Google. Он тоже стал обратным мигрантом, вернувшимся домой после многих лет, проведенных за границей, чтобы способствовать развитию компании Google.
По словам пана Буркота, Краков стал местом, привлекающим «людей умнее нас, которые помогают компании расти и совершенствовать свои технологии».
«Это все город, город, город», - говорит Рамон Тансинко (Ramon Tancinco), глава отдела стратегического и делового развития в Центральной Европе компании Cisco. Он потратил два года, выбирая подходящее место для офиса, и остановился на Кракове. «Мы смотрим на регионы, а не на страны, а Краков можно назвать коридором между востоком и западом, кроме того Польша – это стабильное государство Евросоюза. А учитывая количество студентов, это место будет быстро развиваться».
Действительно, этот город можно назвать районом низкого дохода и высокого уровня образования – между Краковом и Вроцлавом живут около 400 тысяч студентов – а это в свою очередь представляет собой базу, которую иностранные компании называют «устойчивым преимуществом». Более того, иностранные фирмы не обошли вниманием старинную площадь города с ее церквями и очаровательными зданиями 11 и 14 веков, а также бесчисленными кафе. К примеру, Казимеж, старый еврейский квартал Кракова, прославившийся после выхода на экраны фильма «Список Шиндлера» избавился от своей дурной репутации и стал культурным центром города.
По словам Элейн Барнз (Elaine Barnes), старшего управляющего в компании Element14, привлечение иностранцев тоже имеет большое значение. «В одном городе нам требуется 23 языка. Английский – это деловой язык, немецкий – номер 2. Мы рассматривали Венгрию и Финляндию, Швецию и Польшу. И Чешскую республику. Мы не смогли найти такого разнообразия языков, как в Кракове».
Возможно, в среде европейской молодежи и специалистов в области информационных технологий присутствует некий катализатор притока мозгов. Тем не менее, оценить количественно такую аморфную тенденцию как «приток мозгов» зачастую довольно сложно – подобно тому, как сложно оценить качество образования, посетив лишь пару уроков в школе.
По мнению Буркота из компании Google, приток специалистов в Польшу набирает обороты.
Его коллега Тансинко утверждает, что у него есть масса доказательств этой тенденции. «Эмпирическое доказательство притока специалистов в Краков заключается в том, что, когда я приехал сюда четыре года назад, здесь была всего одна венчурная компания. Теперь их шесть или семь. А это точный барометр. Венчурным компаниям необходимо видеть кадровый потенциал новых фирм с перспективными идеями, иначе они сюда не приедут. Им нужен рост, большое число новых компаний с хорошими перспективами для развития».
Кроме того у Кракова есть еще одно преимущество: там не происходят жуткие истории с корпорациями, слухи о которых постоянно доносятся из соседних России и Украины. Уровень коррупции там гораздо ниже, а мафия не имеет такого влияния. «Если поехать отсюда на восток, там дела обстоят намного хуже», - сказал один аналитик.
«Здесь никто не поддерживает бандитов, меня ни разу никто не обманул и не потребовал взятку», - говорит Ричард Лукас (Richard Lucas), гражданин Британии, владеющий в Кракове 11 компаниями и проживший там 21 год.
Пану Василевскому, который переехал в Краков из Варшавы (возможно, поляки часто ищут работу за границей, но они неохотно переезжают из города в город внутри страны), пришлось осваивать некоторые практические приемы работы. Он полагал, что существует некоторый набор универсальных правил, применимых ко всем областям внутри отрасли, в которой он работает. Но он обнаружил, что все обстоит иначе.
Руководство американской компании настаивало на том, чтобы сотрудники выполняли свою работу как можно проще. «Они хотели, что мы не усложняли работу, добавляя дополнительные структуры, а просто эффективно работали и вежливо общались с клиентами. Нам пришлось учиться четко выполнять свою работу и быть приветливыми, - говорит он. - Для нас это было чем-то новым».
«Но в той компании мы решали проблемы, возникавшие у клиентов, иначе, чем в европейской фирме, на которую я работаю сейчас. Американцы хотели, чтобы я был буфером, чтобы я растворял эти проблемы. Руководство европейской фирмы требует, чтобы мы сообщали ему обо всех проблемах клиентов. Нам говорят, «сразу ставьте нас в известность, не нужно фильтровать информацию».
Тансинко из компании Cisco, считает, что преимущества Кракова растут в геометрической прогрессии, учитывая то, что туда приезжают иностранные специалисты. По его словам, основная часть новых сотрудников «живут за границей», они добавляют широту местному ноу-хау, а также некую неуловимую составляющую, которая позволяет им эффективно работать в многонациональной компании.
«Глядя на вещи шире, вы учитесь быть более гибким в решении проблем, не ограничивая себя мелкими задачами, а научиться обходить проблемы довольно трудно, если ваши суждения недостаточно широки».
Он добавил: «Чего я здесь не видел, так это профессоров, которые бы создавали собственные компании. В Массачусетскиом технологическом институте у каждого есть свой бизнес. В Польше люди занимаются или бизнесом, или обучением. В Кремниевой долине все уже давно перешли к «и».
«Но все может измениться. Поживем – увидим».