Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Внешнеполитическая повестка

Журналисты FT выделили четыре основные внешнеполитические проблемы, с которыми Обаме придется разбираться во время его второго срока

© REUTERS / Jim YoungБарак Обама выступает на съезде Демократической партии США
Барак Обама выступает на съезде Демократической партии США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Едва закончились выборы, и не все газеты еще успели поздравить Барака Обаму с переизбранием. А журналисты FT уже поспешили выделили четыре основные внешнеполитические проблемы, с которыми Обаме придется разбираться во время его второго срока.

Журналисты FT выделили четыре основные внешнеполитические проблемы, с которыми Обаме придется разбираться во время его второго срока.


Иран

Вероятно, самой крупной внешнеполитической проблемой для президента Обамы в период второго срока будет иранская ядерная программа.

С ней связаны два ключевых вопроса. Во-первых, предпримет ли сейчас Белый дом отчаянную попытку воздействовать на Иран дипломатически и начнет ли беспрецедентные двусторонние переговоры, которые переведут взаимодействие на новый уровень? Подобные переговоры могли бы дать понять иранцам, что, хотя США стремятся обуздать иранскую ядерную программу, они не добиваются смены режима. Кроме того, с их помощью Соединенные Штаты могут подчеркнуть, что, если Иран не ограничит свою программу, Америка прибегнет к силовым мерам.

Второй вопрос заключается в том, сможет ли г-н Обама в 2013 году удержать Израиль от военной операции против Ирана, особенно, если в январе Биньямина Нетаньяху (Benjamin Netanyahu) переизберут премьер-министром Израиля.

Читайте также: Обама и Нетаньяху под колесами иранского автобуса

Г-н Нетаньяху говорил, что летом 2013 года Иран пересечет «красную черту» - накопит достаточно урана для одной бомбы. Пока администрация Обамы утверждает, что военная операция должна последовать только на следующем этапе – когда Иран примет стратегическое решение создать бомбу и приблизится к стадии испытаний.

Если г-н Обама не изменит свою позицию, ему придется снова сдерживать Израиль, доказывая израильтянам, что экономическим санкциям нужно дать время, чтобы они могли убедить Иран пойти на сделку.

(Джеймс Блиц (James Blitz), редактор международного отдела).

Кризис в Еврозоне

Преднамеренно или по счастливой случайности, но лидеры стран еврозоны отложили ряд жестких решений по проблеме долгового кризиса до выборов в США. Возможно, они не хотели осложнять последние этапы предвыборной кампании. Однако это означает, что г-ну Обаме и его новому министру финансов – Тим Гайтнер (Tim Geithner), вероятно, скоро уйдет – теперь предстоит столкнуться с рядом вызовов еще до намеченной на январь инаугурации.


В первую очередь Белому дому нужно будет вмешаться в споры вокруг Греции. Сейчас Международный валютный фонд требует от стран еврозоны списать изрядную часть греческой задолженности в рамках пересмотренного «спасательного пакета», который должен быть согласован на следующей неделе. США остается крупнейшим вкладчиком МВФ, но хотя г-н Гайтнер обещал МВФ поддержать лидеров еврозоны, к его советам о том, как вести себя с Грецией и другими кризисными регионами, зачастую не прислушивались.

Также по теме: Внешняя политика Обамы трещит по швам


Г-н Обама, возможно, также будет вынужден до конца года заняться Испанией. Во время кризиса г-да Обама и Гайтнер неоднократно призывали к быстрым и масштабным действиям по восстановлению доверия к финансовым рынкам, однако в случае с Испанией лидеры еврозоны опять заняли выжидательную позицию.

Решительные указания из Вашингтона, призывающие Испанию обратиться за помощью к Евросоюзу (тем более, что эту идею поддерживают Париж и Брюссель), – вполне способны склонить чашу весов.

(Петер Шпигель (Peter Spiegel), глава брюссельского бюро).

Сирия

Сирийская оппозиция с нетерпением ожидала, когда в США закончатся выборы, в надежде, что после них американский президент изберет более интервенционистский подход к режиму Башара Асада.

Хотя Митт Ромни (Mitt Romney) в ходе президентской кампании придерживался более жесткой линии, многие сирийские оппозиционеры считают, что Барак Обама во время своего второго срока захочет пойти на больший риск, чтобы ускорить падение сирийского диктатора.

На переизбранного президента будут оказывать давление и требовать, чтобы он разрешил поставку тяжелых вооружений определенной части повстанцев и жестче противодействовал России, постоянно мешающей Совету безопасности ООН принять меры.

Читайте также: Бахрейн, Сирия и американское двуличие

Политическая оппозиция, стремящаяся подтолкнуть США активнее вмешиваться в ситуацию, на этой неделе проводит встречу в Катаре, чтобы создать новый фронт, способный получить международное признание. Однако даже во время своего второго срока г-н Обама, скорее всего, будет крайне осторожным в отношении Сирии и постарается не брать на себя ведущую роль и не втягивать Америку в региональный конфликт.

Трудности, связанные с Сирией, не уменьшились - напротив, они только возросли. Создание бесполетных зон над страной и поддержка раздробленного повстанческого движения, к которому все чаще присоединяются иностранные боевики, по-прежнему представляют, помимо всего прочего, проблему с военной точки зрения. Возможно, США будут активнее действовать в Сирии, но вряд ли они возьмут на себя лидерские функции, как надеются оппозиция и ее сторонники в регионе.

(Рула Халаф (Roula Khalaf), редактор по Ближнему Востоку).

Китай


Список проблем, с которыми Барак Обама будет иметь дело в Азии, возглавляет становящийся все более самоуверенным Китай.

Пекин активно предъявляет требования на региональные акватории. Он претендует на все острова и рифы Южно-Китайского моря, а также на окружающие их воды. Между тем, этот регион богат месторождениями нефти и газа и изобилует важными морскими путями.


Также по теме: Как торговля с Китаем помогла создать Америку

Недавние попытки Китая оспорить японский контроль над спорными островами Сенкаку (Дяоюйдао) выглядят потенциальным примером того, как могут начать развиваться события в Южно-Китайском море.

Военные возможности США в регионе ограничены в связи с разработкой Китаем систем вооружения, предназначенных для того, чтобы контролировать не только сушу, но и море и лишить противника, под которым, скорее всего, подразумеваются США, доступа к определенным областям. В частности, речь идет о противокорабельных ракетах наземного базирования, способных угрожать американским авианосцам в Азии.

Хотя территориальные споры Китая с Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией, Брунеем и Тайванем продолжаются большую часть века, сейчас они обострились, так как ускоренная модернизация вооруженных сил, которую Пекин проводит уже больше десяти лет, дает ему возможность чаще патрулировать эти воды и забираться дальше от берегов.

Ставки для Вашингтона повышают попытки ряда стран Юго-Восточной Азии добиться, чтобы США служили противовесом растущей мощи Китая. Хотя Пекин утверждает, что он приветствует присутствие США в Азии, он не откликается на призывы США к разрешению конфликтов с помощью международных механизмов и зачастую критикует совместные учения Америки с региональными союзниками.

(Кэтрин Хилле (Kathrin Hille), корреспондент в Пекине).