Обама был переизбран на второй президентский срок, однако уже без того душевного подъема, который наблюдался четыре года назад. В аплодисментах, которые он выиграл, таятся сетования американцев о состоянии дел в стране, а также беспомощность ожиданий, которые не могли не снизиться. Скромные успехи Обамы в оживлении американской экономики также обратили на себя внимание. После того, как американцы услышали многочисленные обещания Ромни, среди которых — «надавить на Китай в первый же день, как он придет к власти», жители США как будто решили не переходить границы разумного.
Мировому сообществу предстоит на протяжении еще четырех лет общаться с правительством Обамы, и большая часть испытаний, без сомнений, выпадет на долю Китая.
Во время своего второго срока Обама, будь он настроен «против Китая» или «за тесные отношения с Китаем», в любом случае будет вести себя более открыто и решительно. Очень скоро Китаю предстоит встретиться «с более реальным» Обамой.
Имеющийся груз отношений Китая и США, несомненно, будет ограничивать личную роль Обамы во время второго срока, как и сложившееся в целом в американском обществе отношение к Китаю. Однако решающим фактором в геополитических отношениях Китая и США в последующие четыре года по-прежнему будет оставаться отношение Обамы к Китаю.
Читайте также: Внешнеполитическая повестка
ВВП Китая в течение следующих четырех лет обгонит ВВП США, что считается психологической границей безопасности для американцев. Большую неопределенность представляет собой вопрос, смогут ли американцы спокойно принять тот факт, что Китай догоняет США. Некоторые упорно сохраняют уверенность в том, что США не смогут со спокойным сердцем принять тот факт, что они больше не будут первыми в мире.
Несмотря на то, что Обама является самым большим плюралистом среди всех президентов США, а отличающаяся сильными консервативными взглядами госсекретарь США Хиллари Клинтон вскоре покинет свой пост и, вероятнее всего, Обама не будет занимать в отношении Китая агрессивную позицию, реальные трения между Китаем и США, тем не менее, будут возрастать, и кто знает, как они отразятся на отношениях двух стран?
Тайваньский вопрос и вопрос Далай-ламы не исчезнут, а к ним могут прибавиться и другие проблемы. Например, модернизация китайской армии постепенно оказывает давление на американскую «первую цепь островов». Рост китайского производства сужает торговое пространство США, прогресс Китая в области науки и техники также может привести к росту конкуренции в таких сферах, как космос, интернет, электроника.
Растущий плюрализм в китайском обществе может привести к тому, что в отношении к США возникнет еще больше расхождений, а влияние внутренней политики на двусторонние отношения станет более явным. Китай уже привык к тому, что внутренняя политика США сказывается на отношениях двух стран, однако США психологически не готовы к тому, что общественное мнение внутри Китая может влиять на китайско-американские отношения.
Также по теме: За китайскими выборами стоит понаблюдать
У США появилась «психология смены эпох» - они уже не так уверены в себе и становятся все более подозрительными. Например, заявления Китая о продвижении в АТР, призыв к инновациям воспринимаются в США с легкой нервозностью. Экономическая зависимость окружающих Китай стран от КНР увеличивается. За отдельными исключениями, Китай является основным торговом партнером для большинства из них. Мы не собираемся выдавливать США, однако беспокойство американцев никак не снижается.
Ведущая роль США в двусторонних отношениях с Китаем быстро исчезает, и Америка больше не может двумя пальцами разделаться с Китаем. Например, несмотря на то, что взятый госсекретарем США Хиллари Клинтон курс «умной дипломатии» по возвращению в АТР и доставил Китаю определенные неприятности, выгода от него для самих США весьма невелика. Более того, немало представителей американской элиты даже считают этот курс провальным.
Выстраивая отношения с Обамой во время его второго срока, нужно ориентироваться на доминирующие в этот период настроения в американском обществе. Китай пока не исходит из того, что позиции США слабы, однако мы, вероятно, должны заставить себя стать более великодушными и выработать широкий подход к царящим в Америке подозрительным и антикитайским настроениям.
Читайте также: Sina Wiebo о предвыборных теледебатах в США
В действительности Китай все еще слабее США, однако по сравнению с этой разницей рост Китая больше бросается в глаза и сильнее влияет на атмосферу отношений между Китаем и США. Китайское общество должно все более четко осознавать это и выстраивать вокруг этого нашу стратегию.
Китай является центром существующего в Азии экономического порядка, а США по-прежнему занимают центральное место в структуре безопасности. В такой ситуации невозможно избежать столкновений, и обе стороны ведут себя так, как будто хотят проглотить друг друга. Однако намного большее значение имеет экономическое влияние, так как оно в большей степени определяет последующие изменения. Поэтому если мы говорим, что градус существующего восприятия Китая и США в Азии примерно одинаков, то теплота отношения к Китаю скорее напоминает температуру утром, а к США — после полудня.
Сегодня последующие успехи Китая вполне вероятно в большей степени зависят от нашего внутреннего состояния. Во время второго срока Обамы мы должны напоминать себе о необходимости быть снисходительными к США. Является ли это само по себе «гордыней»?
Мы не можем сами однозначно ответить на этот вопрос. Однако не следует обострять чувствительность США, только такое поведение принесет Китаю выгоду в последующие четыре года.