Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Как только Барак Обама был вновь провозглашен президентом США, все заговорили о том, что Израиль ожидают четыре тяжелых года – как результат шатких отношений между Белым Домом и главой правительства в Иерусалиме. Те, кто так считают, сильно преувеличивают. Возможно, Обама не является другом Нетаньяху, но он не находится в дружеских отношениях ни с одним израильским политиком.
Ни Ольмерт, ни Ливни, ни Яхимович не сотрудничали с Обамой, их знакомство с американским президентом поверхностно, у них нет ни единого преимущества в том, что касается опыта работы с Соединенными Штатами, по сравнению с действующим
премьер-министром. Обама представляет интересы американской администрации и всей американской нации – он будет сотрудничать с любым израильским лидером, исходя из прагматических соображений. Вне всякой связи со своим личным отношением к тому или иному израильскому руководителю.
Некоторые утверждают, что в ходе второго срока президенты США испытывают меньшее давление со стороны различных сил, и поэтому могут позволить себе действовать в тех или иных важных сферах более агрессивно и целенаправленно. Это касается и отношения к Израилю. Однако любой политический лидер рассчитывает занять особое место в истории, и на данный момент единственным достижением Обамы является то, что он - первый афро-американский президент в истории США. Он все еще должен вытащить Америку из экономической трясины. Для этого ему необходимо пойти на непопулярные меры, заручившись поддержкой членов Конгресса.
Конгрессмены-демократы, которые заботятся о своем политическом будущем, не станут пускать себе пулю в лоб ради президента. Вице-президент Джон Байден прозрачно намекнул, что намерен баллотироваться на пост главы государства в 2016 году. Байден – друг Израиля, и он продолжит поддерживать интересы еврейского государства.
Новый-старый президент по-прежнему будет сталкиваться со сложнейшей ближневосточной реальностью. Часть местных лидеров рады его возвращению в Белый Дом, иные проявляют равнодушие к его переизбранию. Абу-Мазен доволен, так как полагает, что в ходе ближайшего заседания Генеральной ассамблеи ООН статус Палестины будет повышен. Ахмадинеджад доволен, так как Обама выступил против израильской атаки, и теперь Иран сможет по-прежнему отказываться от сотрудничества с мировым сообществом по ядерному вопросу. Президент Египта Мурси, за которым нынешняя американская администрация уже пыталась ухаживать, также доволен тем, что Обама остается на своем месте.
Другим ближневосточным лидерам - саудовскому монарху, королю Иордании Абдалле, а также властителям нефтяных княжеств - не до Обамы. Они погружены в решение внутренних проблем. Для них Америка перестала быть важным фактором стабильности еще несколько лет назад. Единственное государство, которое до сих пор полностью зависит от Вашингтона, это Катар. Там правители удерживают власть благодаря тысячам американских солдат, дислоцированных на территории княжества. Это, разумеется, не мешает Катару открыто поддерживать радикальный ислам.
Израиль ожидают четыре непростых года, но не более того. Возможно, новый государственный секретарь, который придет на смену Хиллари Клинтон, предпримет попытку вернуть Израиль и палестинцев к столу переговоров. Обама попытается закулисно действовать против израильского лобби в Вашингтоне. Но эта тенденция наблюдалась и ранее.