Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Би-Би-Си нуждалась в шлепке. И она его получила

Плохое управление - это не новость для корпорации, но давайте смотреть на вещи объективно: Би-Би-Си может перестроиться

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кризис BBC ужасен, и руководство корпорации находится в состоянии полного упадка. Новостная журналистика ВВС в программе Newsnight настолько отвратительна, что опозорила бы даже студенческую газету. Но если корпорация сумеет вынести из всего этого правильные уроки, она сможет стать сильнее и толковее.

Кризис BBC ужасен, и руководство корпорации находится в состоянии полного упадка. Новостная журналистика ВВС в программе Newsnight настолько отвратительна, что опозорила бы даже студенческую газету. Хорошие специалисты угрюмо сидят по домам в ожидании увольнения. Профессионалы второго сорта барахтаются на работе, пытаясь как-то с ней справиться. Но если корпорация сумеет вынести из всего этого правильные уроки, она сможет стать сильнее и толковее.

Ей действительно нужен здравый смысл и практический ум. Хотя работа в ВВС составляет лишь часть моей карьеры, я продолжаю считать себя принадлежащей к этой корпорации и к программе Newsnight. Там я начинала точить свои журналистские зубы в 1980 году, еще до выхода первой программы в эфир. Тогда из-за забастовки мы проводили бесконечные репетиции без настоящей техники. Я проработала в этой программе три великолепных года, - упорнее и напряженнее, чем где бы то ни было и когда бы то ни было до и после ВВС. Ведь в то время мы создавали новый сплав новостей и текущих событий.

Но лишь когда я ушла оттуда, сначала - на канал Channel 4 News, потом на ITN, а оттуда в прессу, мне стало понятно, насколько слабым, ограниченным и косным является руководство ВВС. Между прочим, плохое руководство - это не новость в телевизионном центре; просто появился испытующий взгляд извне, и последние ошибки оказались особенно ужасны.

Читайте также: Став журналистом я не смогла изменить мир


В корпорации, а также в редакциях многих газет живет странная уверенность в том, что из хорошего журналиста автоматически получится хороший руководитель. Но навыки, необходимые для двух этих профессий, совершенно разные. В ВВС менеджеры среднего звена неуклонно росли, болтая друг с другом на бесконечных совещаниях, количество которых постоянно увеличивалось. Офисная политика превратилась в высокопрофессиональное искусство. Прикрывались задницы, плодились служебные записки и указания, которые спускались каскадом вниз по бюрократической лестнице. Менеджеры стаями слетались в загородные отели на семинары и там учились, как быть - ну да, менеджерами, но получше.

Настоящие журналисты чувствовали, что им постоянно противостоят те, кто полностью сдался, и кто все свое время тратит на то, чтобы помешать работе других людей. Там до сих пор существует традиция излишних согласований, кропотливых просмотров фильмов огромным количеством людей, а также нервозность по поводу рисков. Как ни странно, именно такая нервозность привела ко второму провалу Newsnight: отчаявшиеся репортеры так спешили, так боялись помех со стороны начальства, что действовали слишком быстро, не посвятив никого в свои замыслы.

На Channel 4 и ITN, где коллективы намного меньше, люди просто занимались своей работой. Если ты что-то напутал и испортил, на тебя наорут или уволят. Но там было гораздо больше возможностей и простора для уверенности в собственных силах. Главный редактор не ждал, пока заместитель руководителя проинформирует редакцию о темах и сюжетах. Все они сидели в редакциях новостей, наводя справки, читая, слушая и тыча пальцами. Смотря вчерашнее выступление по телевидению бывшего редактора Channel 4 News и ITN Стюарта Первиса (Stewart Purvis), я подумала о том, что попечительскому совету ВВС давно следовало рассмотреть его кандидатуру на должность генерального директора. Этого человека никак нельзя назвать нелюбознательным.

Также по теме: Газетные концерны переключаются с печатных изданий на интернет версии

Я не виню целиком ВВС в такой заорганизованности. У любой организации есть склонность разрастаться при наличии возможностей. За последние десятилетия появилось множество управленческих должностей, дабы успокоить тех, кто не получил очередное реальное повышение. А вскоре после назначения на новый пост у человека появляется потребность в заместителе. Защищенная лицензионными отчислениями и находящаяся в относительной изоляции от остального мира журналистики, ВВС отличалась тем, что ей это сходило с рук.


Нельзя также винить в нервозности одну только ВВС. На нее яростно нападают враги из газет, во главе которых стоят люди Мердока, ее преследуют Telegraph и Mail, у каждой из которых - свои собственные замыслы и планы. За ошибками ВВС следят более внимательно и с большим злорадством, чем за кем бы то ни было.

Но понять - не значит простить. Хорошее управление - это хорошие люди с четкими обязанностями, которых не слишком много, и которые могут свободно принимать решения, а потом наказывать за ошибки. Очевидный и вполне понятный парадокс заключается в том, что чем больше руководителей, тем хуже руководство. Крису Паттену (Chris Patten), Тиму Дейви (Tim Davie) и всем тем, кто придет им на смену, следует разрушить громоздкую административно-командную структуру и вернуть ВВС чувство пропорции и масштаба.

Читайте также: Качественная журналистика под давлением


Они могут это сделать. Похоже, что Паттен ищет людей со стороны, чтобы осуществить перемены. В ВВС существует спесивая вера в то, что не пропитавшимся насквозь ее соками и флюидами людям нужно очень много времени для осознания драгоценной и уникальной культуры корпорации и начала эффективной работы. А это совершенно неправильно. Людям, выросшим внутри управленческой культуры самодовольства ВВС, очень трудно осуществить необходимые изменения. Грег Дайк (Greg Dyke) был человеком со стороны. Но он был одним из самых успешных и популярных гендиректоров ВВС в последние годы, несмотря на расследование комиссии Хаттона в 2004 году.

Сейчас, наверное, необходимо отделить должность руководителя новостного вещания от поста генерального директора. Правда, я не до конца уверена в этом, поскольку глава нужен каждой организации, а если руководитель не возглавляет новости, то может ли он быть настоящим руководителем? Однако, у ВВС - огромный размах развлекательной, коммерческой и технической работы, а это значит, что никто не в состоянии отвечать за все это и одновременно знать каждую новость, каждый спор и каждую рождающуюся сенсацию. При Марке Томпсоне (Mark Thompson) почти все время существовала должность заместителя генерального директора (ее занимал Марк Байфорд (Mark Byford)), который также возглавлял отдел новостей. Это один вариант решения проблемы - высокопоставленный  руководитель, отвечающий за новости, и в то же время являющийся подчиненным. Если появится такая должность, то генеральный директор, видимо, сможет справиться со своими обязанностями.

Также по теме: Почему умирают газеты

А что насчет бедной старой Newsnight? Важно, чтобы Паттен встал на защиту самой идеи поздних вечерних новостей и обзора текущих событий, а не просто названия программы. Правда состоит в том, что программа с годами колоссально изменилась, сохранив при этом свое название. В мои дни в ней не было журналистских расследований. У программы были выдающиеся, очень вдумчивые ведущие - такие, как Джон Тьюса (John Tusa), Питер Сноу (Peter Snow) и Чарльз Уилер (Charles Wheeler), были остроумные и талантливые политические фильмы Винсента Ханны (Vincent Hanna), были весьма поэтичные фильмы Дэвида Селлза (David Sells) из таких уголков мира, о которых редко рассказывают другие. У программы были средства на такую работу, но не на журналистские расследования, для которых нужны длительные и кропотливые усилия.

У любой крупной вещательной компании - такой, как ВВС - должна быть флагманская программа новостей и сводка текущих событий. Но этой корпорации необходимо начать все заново. Кроме того, ей видимо придется расстаться с большей частью своего руководства, на смену которому должны прийти новые люди. Но нет абсолютно никаких веских причин, по которым программа Newsnight и ВВС в целом не смогут перестроиться и снова добиться успеха. У корпорации есть очень многое, а не только руководство: у нее есть огромное количество  талантливых журналистов, предпринимателей и продюсеров. ВВС просто нуждалась в шлепке. И она его получила, причем шлепок оказался весьма болезненным.