Сообщение о прибытии в Барселону коллекции шедевров русского искусства из Эрмитажа широкие круги культурной общественности Каталонии восприняли неоднозначно: сначала с удивлением и недоверием, а затем - с раздражением. Не будучи знакомой с подробностями проекта, который осуществляет инвестиционная группа в окрестностях отеля W, общественность опасается, что данная инициатива только усугубит и без того бедственное положение каталонских музеев.
После того, как главные сомнения были рассеяны - ни правительство Каталонии (несмотря на подписанное с правительством РФ соглашение), ни мэрия не выделят на эти цели ни одного евро - над проектом работают дизайнер Ухо Пальярес, выступивший с данной инициативой, и его российский партнер Валерий Ярославский. Чтобы развеять все сомнения, Ярославский впервые дает интервью о проекте, который он же и создал в своей студии Ars Spatium.
Читайте также: Картины из российских частных коллекций выставлены в музее
La Vanguardia: Итак, это будет музей или центр досуга?
Валерий Ярославский: Наша цель заключается в том, чтобы в Барселоне было отделение одного из крупнейших музеев мира, новое учреждение культуры, привлекающее к себе туристов. И когда я говорю о музее, то именно музей и имею в виду. Сами руководители Эрмитажа обратились к нам с просьбой о том, чтобы барселонское отделение не было простым залом, где развешены картины из знаменитого музея на Неве. Они хотят, чтобы это был масштабный проект, самоокупаемый и приносящий прибыль.
- Но с каких пор музейное дело стало приносить прибыль? Как они собираются этого добиться?
- Параллельно чисто художественному направлению будет развиваться еще одно направление, приносящее доход, как это практикуется в любом музее: киоски, кафе, два ресторана - один недорогой, общедоступный, а другой - элитный, возглавляемый известным поваром. У нас есть обоснованный бизнес-план. Между музеем и другими частями города будут курсировать микроавтобусы, мы также будем организовывать частные визиты, ночные визиты. Музей Прадо получает в два раза больше доходов от магазина сувениров, чем от продажи билетов. Существуют весьма доходные частные музеи, как, например, Театр-Музей Дали. Почему нельзя заработать денег в музее? Но это совершенно не означает, что мы готовим исключительно коммерческий проект, как утверждают некоторые.
- Вы действительно не рассчитываете на помощь со стороны государственных органов?
- Нет. Управление порта предоставило в наше распоряжение несколько бесхозных зданий начала XIX века. Раньше оно тоже передало здания, в которых сейчас располагаются торговый центр Desigual и отель Vela. Больше никакой помощи не оказывалось.
Также по теме: Архив Тарковского будет выставлен на торги
- Говорят о какой-то группе инвесторов. Необходимую сумму уже собрали?
- Да, деньги у нас есть, но назвать сумму я пока не могу. Я хочу опровергнуть слухи о том, что это российский капитал. Это не так. Инвесторы - иностранцы, и они - не русские.
- Помимо архитектурного проекта существует план развития музея?
- По этому поводу у меня никаких соображений нет, этим будут заниматься эксперты как из Барселоны, так и из Эрмитажа. В настоящее время мы подыскиваем директора, понимая, что этот человек должен пользоваться большим влиянием в области музейного дела, потому что без хорошего управленца даже хороший проект может потерпеть неудачу. Здание представляет собой 3,1 тысячи квадратных метров, разделенных на шесть выставочных залов, с большим центральным пространством. Будут выставлены от 150 до 250 работ из фондов Эрмитажа, одни - постоянно, а другие - как составная часть сменяющих друг друга выставок. Параллельно мы намерены проводить выставки современных художников, - таких, как Энди Уорхол, Аниш Капур, Жан-Мишель Баския. Где тут коммерция? Это проект, призванный давать, но ни в коем случае не забирать.