Дать оценку отношениям между Россией и НАТО нелегко. В российском информационном пространстве Альянс с советских времен рассматривается как враждебная структура, и Россия не сделала практически ничего для того, чтобы данное положение дел как-то изменилось. Больше того, представители российской власти своими высказываниями лишь усиливают вышеупомянутую враждебность. С другой стороны, при том, что Россию и НАТО нельзя назвать друзьями, их можно считать по крайней мере партнерами, так как интересы сторон не всегда диаметрально противоположны.
Некоторое время назад Москва наконец утвердила в должности своего нового официального представителя при НАТО. Им стал бывший заместитель министра иностранных дел РФ А. Грушко – опытный дипломат, с 1977 г. являющийся сотрудником МИД.
В период с 2008 по 2011 г. полпредом России при НАТО работал известный своими националистическими взглядами Д. Рогозин.
Когда его назначали на этот пост, говорилось о том, что Москва посылает НАТО сигнал: позиция будет жесткой. Иными словами, назначая Д. Рогозина, Россия не стремилась к улучшению отношений с Альянсом, а возможно, готовилась и к более серьезной дипломатической конфронтации.
В декабря 2011 г. Д. Рогозин стал вице-премьером, и возникла необходимость в назначении нового представителя страны в НАТО. Этот процесс затянулся, что опять же доказывает то, что натовское направление не является для Москвы приоритетным. Поэтому маловероятно, что после назначения А. Грушко отношения сторон улучшатся, тем более что ему придется заниматься такими проблемными вопросами, как планируемая дислокация элементов американской ПРО в Восточной Европе и возможное расширение НАТО на Восток (например, за счет принятия в его ряды Грузии).
Однако было быошибочным утверждать, что основойроссийско-натовских отношений является лишьлатентнаяконфронтация. Она была заложена в 1997 г., когда был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора. Следующим этапом развития диалога стало подписание в 2002 г. Римской декларации о новом качестве отношений и создание Совета Россия-НАТО.
Список общих интересов не такой уж и короткий. Чаще всего в этой связи упоминается борьба с международнымтерроризмом,сотрудничество по вопросам безопасностив Афганистане (прежде всего в областиборьбы снезаконным оборотом наркотиков),поисково-спасательныеоперации на море исовместные военные учения.Теоретическине исключена и возможность военногосотрудничества в процессе координации действий в случаевоенного конфликтас третьейстороной.К сожалению, реализации совместных инициатив часто мешают геополитические разногласия.
То, что Россия и Альянс могут сотрудничать, доказывает в частности создание в Ульяновске транзитного центра для доставки американских грузов в Афганистан и обратно. Хотя реакция российской общественности на «создание базы НАТО на российской территории» была неоднозначной, российское руководство в правильности своего шага, судя по всему, не сомневалось.
Тем не менее, в отношениях между Россией и НАТО на лицо множество признаков взаимного недоверия, включая разговоры о враждебной деятельности Москвы в натовском виртуальном пространстве. Альянс уже несколько лет подряд проводит военные учения, целью которых является координация действий своих членов в ответ на кибератаки. Хотя Россия в данном случае не озвучивается в качестве потенциального противника, предполагается, что именно она (а также Китай и Иран) могут попытаться вступить с НАТО в кибернетическое противоборство.
В свою очередь Министерство обороны (МО) России в начале октября этого года объявило конкурс в области исследований на тему информационной безопасности. Его интересуют способы преодоления антивирусных систем, а также сетевых и операционных компонентов безопасности. Кроме того, МО неисключает возможности трудоустройства в своих структурах молодых и талантливых хакеров.
Складывается впечатление, что конфронтация НАТО и России в киберпространстве не за горами. Не смотря на то, что это трудно доказуемо, есть все основания полагать, что следы кибернетических атак против Эстонии в 2007 г., которые были связаны с событиями вокруг Бронзового солдата, и Латвии в 2008 г., которые были вызваны запретом советской символики, ведут в Россию.
Обобщая, можно сказать, что наметившийся дуализм в отношениях России с НАТО по крайней мере пока выглядит непреодолимой преградой на пути развития взаимовыгодного сотрудничества. Хотя Холодная война осталась в прошлом, ее контуры никуда не исчезли. Они едва ли станут основой реального военного столкновения сторон, однако политические и особенно кибернетические конфликты между ними вполне вероятны (особенно пока Альянс не даст регламентированную оценку новым вызовам безопасности и не определит способ реагирования на них: например, можно ли ответить военным путем на кибернетический выпад?)