После целой недели подготовительных мероприятий и 12-часовых переговоров так и не удалось прийти к соглашению о черной дыре, которой стала Греция. Министры финансов еврозоны покидали совещание не в лучшем настроении почти в пять утра, в очередной раз убедившись в том, что цель снижения греческого долга до 120% ВВП не достигнута. Президент Еврогруппы Жан-Клод Юнкер был наиболее жестким в оценках: «Я не разочарован, поскольку никаких иллюзий относительно Европы я уже не питаю». А теперь остается лишь в очередной проследить за негативной реакцией рынков на беспомощность высокопоставленных политиков еврозоны.
Противоречия между Европейским Центробанком, МВФ и еврозоной получили свое наглядное отражение в Еврогруппе на прошлой неделе. В то время как Юнкер рекомендовал отложить до 2022 года задачу снижения греческого долга до 120% ВВП, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард отрицательно качала головой. Они как бы олицетворяли разные точки зрения Вашингтона и Брюсселя и заявили, что откладывают достижение соглашения на следующую неделю, то есть на вторник 20 ноября.
В среду европейские лидеры прервали совещание, чтобы завить о том, что «продолжается доработка некоторых технических деталей», а достижение договоренности откладывается на ближайший понедельник 26 ноября. Подберут ли в понедельник тот ключ, который им не удалось найти сегодня? Юнкер ответил иронично. «Я уже говорил, что соглашения можно достичь сегодня и снова скажу, что это будет возможно в ближайший понедельник», - заявил президент Еврогруппы. «Мы закрываем дыру, но дел впереди еще предстоит много», - добавила Лагард на прощание.
Читайте также: «Без крыс и греков»
Главы государств и правительств, которые соберутся в ближайшие четверг-пятницу для того, чтобы принять решение об основных расходах бюджета на ближайшие семь лет, столкнутся с тем, что греческая трагедия поглотила их полностью, и любое решение по кризису в Европе предполагает немедленное решение проблем Греции. В противном случаем можно оказаться неплатежеспособными. Выделение очередного транша срочной финансовой помощи Афинам вновь застопорилось, несмотря на то, что правительство Антониса Самараса вроде бы сделало все, о чем его просили: ставший уже традиционным пакет сокращений и реформ.
Высокопоставленные чиновники еврозоны обсуждали, как и когда передать деньги Греции. Анализировали они и последствия предоставления еще двух лет на преодоление дефицита. И, наконец, самый болезненный пункт: как добиться того, чтобы в какой-то момент государственный долг Греции стабилизировался на разумном уровне и не давил, подобно каменной плите, на обескровленную экономику Греции. Далее мы в сжатом виде излагаем позиции Еврокомиссии, Еврогруппы, Европейского Центробанка и МВФ.
Следующий транш срочной помощи
Обсуждается возможность предоставления Греции 31,3 миллиарда или даже 44 миллиардов евро из антикризисного фонда (в таком случае необходимо будет объединить два ближайших транша) ввиду того обстоятельства, что деньги в греческой казне могут закончиться в любой момент. Афины предпочли бы второй вариант, аргументируя это тем, что выполнили свои обязательства. Но как только будет достигнуто соглашение с Еврогруппой, деньги уже не будут выделяться немедленно. Вначале необходимо будет получить одобрение ряда национальных парламентов. До неудачной встречи в среду ожидалось, что данная мера, неизбежная в случае Германии или Финляндии, будет подготовлена к 30 ноября.
Также по теме: Греческая миссия Меркель стоит дорого
3 декабря Еврогруппа должна была бы принять окончательное решение. 4 декабря Еврокомиссия и правительство Самараса должны были бы подписать новый меморандум о взаимопонимании и условиями его выполнения. В соответствии с этим графиком, деньги поступили бы в Афины на следующий день.
Еще два года и их последствия
Еврозона согласна предоставить Греции еще два года на то, чтобы она снизила бюджетный дефицит до максимума 3% от объема ВВП. Вместо 2014 года выполнение этой задачи ставится к 2016 году с тем, чтобы смягчить необходимые меры жесткой экономии и не удушить экономику. Проблема состоит в том, что продление этих сроков выдвигает необходимость выделения Афинам дополнительных средств в размере 32 миллиардов евро: 15 миллиардов до 2014 года и 17 миллиардов дополнительно до 2016 года. Источники в Еврогруппе рассматривали возможность того, что на министерской встрече во вторник будет рассмотрена возможность принять решение на срок до 2014 года, отложив рассмотрение вопроса о дополнительных средствах на более поздний срок.
Европейские партнеры в очередной раз отвергли возможность предоставления дополнительных фондов Афинам, но Европейский Центробанк уже заявил в конце недели, что целесообразно было бы подумать и о третьем пакте помощи Греции в 2014 году. То есть, после выборов в Германии осенью следующего года.
Читайте также: Почему Греция должна выйти из еврозоны
Устойчивый долг: нужно ли его рефинансирование
МВФ уверяет, что для наведения порядка в Греции необходимо, чтобы к 2020 году ее государственный долг составлял 120% от ВВП. Но проблема состоит в том, что греческий долг постоянно растет и уже превышает 180%. МВФ настаивает на сохранении этих показателей: 120% к 2020 году, но для этого будет необходимо рефинансировать государственный долг, находящийся в основном в руках европейских партнеров, которые даже и слышать не хотят об такой возможно, поскольку это заставит их раскошелиться. «Есть целый набор вариантов облегчения груза греческого долга, и мы будем стараться, чтобы все обошлось без списания», - заявил во вторник министр финансов Испании Луис де Гиндос (Luis de Guindos) перед началом обсуждения со своими коллегами. Еврогруппа уже в течение недели обсуждала вопрос о предоставлении Греции дополнительного времени для достижения этой долговой устойчивости, конкретно, к 2022 году (хотя поговаривают даже о 2032), но МВФ выступает против. Именно в этом заключается разница подходов к вопросу. Европейские источники указывают на то, что в итоге будет достигнуто новое компромиссное соглашение, которое будет предусматривать снижение процентных ставок для Греции, выкуп долговых обязательств на предоставленные транши и продление сроков истечения. Что угодно, лишь бы избежать списания долга. А сейчас Bundesbank (Германия) уже рассматривает возможность рефинансирования по полной программе при условии, что Греция выполнит все обязательства по реформам, сокращениям и приватизации. И опять же после выборов в Германии осенью 2013 года.
Также по теме: Будущее ЕС - полицентричная Европа
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
jmcg
Интересно то, что Германия никому проблем не создает, и никто в Испании не пытается возложить на Германию ответственность за то, что мы, испанцы, сделали или, наоборот, не сделали. Мы немцев за свой счет не содержим. Решение напрашивается очень простое. Понизить зарплату всем испанцам и начать массовую продажу товаров немцам, у которых есть на это деньги. Так мы начнем жить по средствам, а не просить постоянно. Работать не всегда значит производить. Просто нужно производить конкурентоспособные продукты и услуги. Германия – наша проблема? Нет, давайте себя не обманывать. Проблема – это мы сами.
pyrex
Пока немецкие банки будут пытаться получить с Греции долг, который получить невозможно, вопрос с мертвой точки не сдвинется. У Германии высокоэффективная экономика, ведутся активные научные исследования, но их банки столь же ужасные, как и наши. Например, они предоставили деньги банкам и странам, которые не в состоянии их вернуть. Но у них есть большое преимущество: сильная страна и сильное правительство, которые тянут соки из других. Но рано или поздно им придется согласиться с убытками, или еврозоне наступит конец с последующей разрухой мирового масштаба. Именно об этом предупреждает МВФ, выступающий в роли доброго полицейского. Это та же самая ошибка, как и та, когда в Испании дают кредиты семьям с высоким риском невозврата под залог квартир, чья стоимость явно завышена. С той лишь разницей, что немцы предоставили кредиты под высочайшую процентную ставку странам и банкам с высоким риском невозврата, предоставляющим в качестве гарантий завышенные банковские счета или счета по уплате налогов.