Прибыв 23 ноября 1944 года в Королевский Альберт-холл, Уинстон Черчилль произнес речь в честь американского праздника Дня благодарения. В этот день, когда Гитлер готовился начать свое отчаянное контрнаступление, получившее название «Битва за Выступ» (Арденнская операция – прим. перев.), Черчилль объявил, что никогда прежде не было таких мощных оснований и такой настоятельной потребности в Дне благодарения.
Безусловно, в тот момент, когда мировая война колоссальных масштабов приближалась к своей кульминации, существовала явная «потребность» в благодарении. В период с 1935 по 1945 годы было потеряно примерно 100 миллионов людских жизней, и нужна была решимость и непреклонность, чтобы довести войну до конца. Благодарность союзникам за достигнутые к тому моменту успехи могла помочь укрепить такую решимость.
Безусловно, потребность в Дне благодарения была, но в чем конкретно заключались основания для Дня благодарения? По этому поводу Черчилль высказался не менее четко. У свободного мира были причины для выражения благодарности Америке, стране «мирных и миролюбивых людей», которая в критический момент пробудилась ото сна и превратилась в главную военную державу в мире. Была и другая причина для благодарности: Британия и Америка в силу некоей «таинственной и всевластной неизбежности» объединились в этой борьбе. Какие бы трудности ни ждали их в будущем, сейчас эти две страны были едины в своем служении общим идеалам, и могли рассчитывать на «прочный союз взаимного расположения, добрых чувств, преданности и надежды». Какая бы тирания ни возникла в будущем (а Черчилль определенно помнил и думал об этом), свободные народы мира могли быть благодарны за то, что Америка и Британия стоят вместе, сопротивляясь агрессору.
Читайте также: Речь Уинстона Черчиля, 22 июня 1941 года
Черчилль не был человеком, который недооценивает трудности впереди. Он не мог предвидеть все те конкретные вызовы, которые могут возникнуть в перспективе, скажем, его собственное неожиданное поражение на выборах всего через несколько месяцев после победы, переход Китая на сторону коммунизма, масштабы гонки вооружений между Америкой и Советским Союзом, будущие конфликты в Корее и Вьетнаме, а также угрозу радикального ислама. Но он наверняка видел те источники зла, из которых возникают враги свободы, ибо везде они были одинаковы. Те силы, что стремились поработить человека и лишить его свободы, являлись непримиримыми врагами Британии и США.
Что бы сказал Черчилль в нынешний День благодарения, спустя шестьдесят восемь лет? Думаю, он снова выразил бы благодарность за то, что Британия и Америка продолжают вместе выступать против тирании. Он признал бы, что народ Соединенных Штатов по-прежнему ценит свободу превыше всего, и что, хотя США не спешат вступать в конфликты за рубежом, но, когда такое решение принято, они становятся мощной силой на стороне добра. Он выразил бы благодарность за сохраняющийся союз, который объединяет Америку с Британией и прочими демократическими странами. И он без колебаний указал бы на те диктаторские державы, что представляют величайшую угрозу свободе: на глобальную лигу исламистских террористических организаций, на радикальный исламский режим, правящий в Иране, на коммунистические государства Латинской Америки и на многолетние тоталитарные диктатуры на Кубе и в Северной Корее. Он также не стал бы сбрасывать со счетов усиление угрозы национализма в России и Китае.
Как мне кажется, Черчилль также выразил бы благодарность за то, что экономика США продолжает преуспевать, и что Америка готова отстаивать свои национальные интересы. Но его встревожило бы (как и в годы перед вступлением США во Вторую мировую войну) сползание американского общества на позиции изоляционизма и пацифизма, стремление самоустраниться от международных дел, что в свое время придало смелости Германии и Японии, которые встали на путь захватнических войн в Европе и Азии. Если бы Америка вступила в войну против фашизма раньше, этих тиранов удалось бы разгромить меньшими усилиями и потерями, и в более короткие сроки.
Также по теме: Ветеран Второй Мировой помнит тех, кто заплатил высокую цену за победу
Черчилль также отметил бы, как он делал в 1930-е годы и позже, когда во второй раз покинул свой пост после поражения на выборах, что свободу надо постоянно защищать. Надо быть готовым к жертвам ради отстаивания свободы, подчеркнул бы он. Тирания по-прежнему угрожает Британии, Америке и их союзникам. Те враги, которые сегодня кажутся слабыми и смирными, со временем могут стать сильными и властными.
Сегодня много тех, кто не пожелал бы выслушивать предостережения Черчилля, как это было и в конце 1930-х годов. Уроки истории очень легко забываются, и многим кажется, что Махмуд Ахмадинежад не представляет такой угрозы, как Гитлер, или что Уго Чавес просто крикливый и ничтожный диктатор, причем серьезно больной. Безусловно, Черчилль дал бы нам возможность насладиться щедрыми порциями индейки, салата и профессионального футбола. Но он также привнес бы в это празднование момент трезвых размышлений.
На нашей планете есть тираны, стремящиеся поработить граждан свободного мира, и они неустанно работают над этим. Безусловно, День благодарения - это праздник благополучия и успеха нашей нации. Это день отдыха, день встреч родственников, день угощений и досуга, как и должно быть. Но он также должен быть днем памяти и молитвы о павших, о принесенных жертвах, которые мы должны быть готовы приносить и впредь - ради сохранения нашего спокойствия и безопасности.
Читайте также: Рейдеры Дулиттла вспоминают свою дерзкую атаку времен Второй Мировой войны
То, чего наши предки в США и их предки в Британии и других странах добились в деле освобождения от оков рабства, было поистине беспрецедентно в мировой истории. Например, для моих немецких предков, которые приплыли в Нью-Йорк из Гамбурга, это означало десятилетия наемного труда и службы в армии во время Гражданской войны, прежде чем они смогли создать собственную молочную ферму. В сравнении с этим предъявляемые к нам сегодня требования могут показаться менее суровыми. Нам не нужно пересекать штормовую Атлантику на переполненных судах, а по прибытии работать по четырнадцать часов в день за гроши.
Но никто не может сказать, какие вызовы ждут нас впереди. Наша страна сталкивается с небывалым долговым бременем, и эту проблему необходимо решать как можно скорее. Кроме того, сейчас в мире назревает гораздо больше войн и конфликтов, чем в любой из моментов после Второй мировой войны. Было бы глупо думать, будто крупномасштабные конфликты ушли в прошлое.
В День благодарения мы должны быть по-настоящему благодарны за те блага, которыми пользуемся. У нас, как заметил Черчилль, для этого есть множество мощных оснований. Мы живем в процветающей стране, где имеются великолепные возможности для тех, кто хочет работать. Мы должны быть благодарны за наше изобилие, но еще больше – за традиции свободы, которые мы унаследовали. Подобно отцам-пилигримам, высадившимся в Америке в 1620 году, мы обладаем ресурсами великой цивилизации, в которой ценятся и надежно защищаются свобода личности и власть закона. Как отмечал Черчилль, прежде всего в День благодарения мы празднуем нашу сохраняющуюся верность этой величайшей традиции свободолюбивых народов.
Джеффри Фоукс – автор многочисленных книг и статей об американской культуре. Его последняя книга называется «Heartland of the Imagination» (Основа творческого воображения).