Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рывок Запада повлек за собой отставание мусульманского мира

© flickr.com / gnuckxФреска Микеланджело "Сотворение Адама"
Фреска Микеланджело Сотворение Адама
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Огромный рывок Запада повлек за собой отставание мусульманского мира, как это, кстати говоря, произошло и с другими крупными цивилизациями, - такими, как Китай и Индия. Вопреки распространенному мнению, о кризисе исламского мира говорить не приходится: он попросту не смог угнаться за головокружительным развитием западной христианской цивилизации.

Жан-Луи Аруэль рассказывает о том, как мусульманский мир оказался позади западной христианской цивилизации, которой удалось добиться головокружительных успехов. Отрывки из книги «Настоящий гений христианства» (Le vrai génie du christianisme).

Сам факт того, что именно христианский Запад, а не мусульманский мир, изобрел технический прогресс и экономическое развитие, выглядит тем удивительнее, что изначально первый серьезно отставал от второго, который тронулся в путь с поистине колоссальным преимуществом. На это оказал влияние мощный интеллектуальный капитал, доступ к которому западное христианство получило лишь с куда большим трудом и гораздо позднее. Дело в том, что ислам заполучил в свои руки самую богатую и высокоразвитую часть античного мира, тогда как его западная европейская часть была разорена и дезорганизована политическими и экономическими кризисами, а также испытывала на себе последствия двух столетий варварских завоеваний. Таким образом, христианство по большей части оказалось запертым в бескультурной и варварской части римского мира. Оно находилось в не слишком завидной ситуации по отношению к исламу, который всего за несколько лет поглотил множество римских провинций с образованной элитой и интеллектуальной жизнью. Монархическая арабская власть подменила собой власть императора Восточной Римской Империи на этой богатой и интеллектуально активной территории.


Читайте также: Почему в Турции недостачточна развита творческая культура


В то же самое время христианство Раннего Средневековья жило на развалинах древнего мира. Городская цивилизация практически исчезла. Так, население Реймса, одного из крупнейших городов Меровингов, составляло всего 6000 человек. Кроме того, интеллектуальное наследие античности было практически утеряно. Западное христианство было миром, который серьезно пострадал и которому пришлось начинать путь с самых низов, тогда как ислам заполучил ту часть греко-римского мира, которая могла похвастаться высоким уровнем цивилизации и процветающими городами. Исламская империя воспользовалась всем этим, поддерживая прекрасный интеллектуальный и научный капитал, постепенно расширяя и обогащая его, и дополняя греческую науку знаниями из Индии (знаменитые «арабские» цифры и т.д.)

[...]

Тем не менее, ислам не захотел пойти дальше. Европейские и азиатские античные знания послужили для него отправным и конечным пунктом, приобретя средневековую, несколько обогащенную версию. Значительный прогресс был достигнут только в тех областях, которые не требовали широкой теоретической базы, например, в астрономии и медицине. По крайней мере, так было в первое время, потому что впоследствии даже эта форма прогресса сошла на нет.

[...]

Также по теме: Святой Исидор - покровитель интернета

Огромный рывок Запада повлек за собой отставание мусульманского мира, как это, кстати говоря, произошло и с другими крупными цивилизациями, - такими, как Китай и Индия. Вопреки распространенному мнению, о кризисе исламского мира говорить не приходится: он попросту не смог угнаться за головокружительным развитием западной христианской цивилизации. Мусульманскому миру потребовалось немало времени, чтобы осознать и принять этот факт. Как считает Бернард Льюис (Bernard Lewis), это произошло только после поездки по Пруссии посла Османской Империи Азми Эфенди в 1790 году: «Он первым написал, что слабость его страны связана не с моральным и религиозным упадком, как утверждали некоторые османские мемуаристы, а с силой, набранной европейцами».

Другими словами, мусульманский мир переживал не кризис, а застой, неподвижность из-за убежденности в собственном гении. Как отмечает Жак Эллюль (Jacques Ellul), эту негибкость нужно соотнести с тем фактом, что «вся доктрина ислама (в том числе - и религиозная мысль) приобрела юридический аспект». А у всего «юридического есть очень четкая направленность: закреплять». Неподвижность исламского мира перекликается с тысячелетней стабильностью египетской цивилизации, которая так восхищала Платона. Ислам продемонстрировал прекрасные способности к завоеваниям и удержанию захваченного. Ислам – это завоевательская, воинственная и нормативная цивилизация. Путем завоеваний ислам заполучил в свои руки прекрасное материальное и интеллектуальное наследие. Он в полной мере воспользовался им (отсюда взялась знаменитая классическая исламская цивилизация), но практически никак не развил его. В результате это привело не к упадку, но отставанию ислама. Если одна цивилизация переживает небывалый прогресс (как это было с западной христианской цивилизацией), а все остальные стоят на месте, все выглядит так, словно они откатываются назад.

Жан-Луи Аруэль, преподаватель истории права и государственных институтов в Университете Париж II.