Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что общего у Толкина и Рериха?

Автор «Властелина колец» и «Хоббита» был также одаренным иллюстратором, создававшим изящные до абстрактности произведения искусства

© flickr.com Gwydion M. WilliamsКнига Дж. Р. Р. Толкиена "Хоббит"
Книга Дж. Р. Р. Толкиена Хоббит
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Толкин был превосходным художником-модернистом. Его рисунки ничуть не похожи на ту унылую компьютерную графику, которой принято иллюстрировать фэнтези сейчас. Они изящны, даже абстрактны. В изобразительном искусстве одним из родственников Толкина был Николай Рерих. Сходство между его видением «Весны священной» и толкиновскими образами Средиземья не может не поражать.

 

Экранизация «Хоббита» Дж. Р.Р. Толкина вряд ли сможет сравниться с теми визуальными образами воображаемого мира, которые создал сам автор. Мы знаем, какими видит пейзажи Средиземья режиссер Питер Джексон по его кинотрилогии «Властелин колец», а также по опубликованным им кадрам первой части «Хоббита». Джексон умеет подбирать место съемки так, чтобы фантастическое казалось реальным. Однако его образы все же тяжеловесны по сравнению с воздушными картинами таких мест, как Ривенделл или Шир, нарисованными самим Толкиным.

 

Толкин представлял свой мир хоббитов, эльфов и магов в виде картинок, а не только вербально. «Хоббит», впервые опубликованный в 1937 году, был написан в 1930-х годах. Работая над ним, Толкин рисовал карты и чарующие иллюстрации, изображающие места, в которых путешествовал Бильбо Бэггинс.

 

Толкиен создал для первого издания «Хоббита» обложку, уже первый взгляд на которую обещает, что под ней кроется обширный и странный мир. Ряды деревьев, нарисованных в зеленом, белом и пурпурном тонах, уходят к стилизованным горным пикам и огромному солнечному диску. По краям обложки идут рунические надписи. Руны – письменность эльфов Средиземья, но изобрел ее не Толкин. Викинги высекали руны на камнях и писали рунами заклинания. Эта ассоциация не случайна – у художественного стиля Толкиена есть явный скандинавский оттенок. Призрачное изящество обложки «Хоббита» напоминает одновременно о североевропейском модерне и древнем искусстве викингов. 

 

В изобразительном искусстве одним из родственников Толкина был русский художник начала 20 века Николай Рерих, очарованный путешествиями викингов в средневековую Русь. Рериховские изображения викингов своей экспрессивностью напоминают рисунки Толкина. Рерих прославился своими декорациями к знаменитому балету «Весна священная». Сходство между его видением «Весны священной» и толкиновскими образами Средиземья не может не поражать.

 

Другими словами, Толкин был превосходным художником-модернистом. Его рисунки ничуть не похожи на ту унылую компьютерную графику, которой принято иллюстрировать фэнтези сейчас. Они изящны, даже абстрактны. Вот «Тролли» с фантастическим, клубящимся пламенем в мрачном лабиринте прорисованных пунктиром деревьев. Вот туманный золотой пейзаж «Бильбо плывет в деревню эльфов-плотовщиков», в который зрителю просто хочется войти.

 

Мир Толкина был настолько реален в его сознании, что писатель мог нарисовать его пейзажи или начертить его карту. Именно это «чувство места» делает Толкина величайшим из авторов современной фэнтези. Его восхитительные рисунки наглядно показывают, насколько ясен и прозрачен был взгляд его гения.