В детстве Майкл Бертойя (Michael Bertoia) слышал довольно необычные распоряжения, касающиеся большинства игрушек, которые его отец привозил домой в 1980-е и 1990-е годы: «Не трогай». «Я быстро понял, в каких комнатах мне можно было играть», - говорит он.
Его отец, покойный Билл Бертойя (Bill Bertoia), работал вместе со своей семьей над созданием бизнеса, который позже превратился в один из крупнейших аукционных домов коллекционных игрушек. В условиях современного рынка винтажных игрушек самые востребованные из них продаются за шестизначные суммы, а коллекции могут стоить во много раз дороже. Аукцион 2009 года, на котором была выставлена часть коллекции Дональда Кауфмана (Donald Kaufman), основателя компании K-B Toys, принес 4,2 миллиона долларов.
Самые редкие - и самые дорогие – игрушки продаются только через такие аукционные дома как Bertoia Auctions, Sotheby's и Christie's. Помимо этого существует также ряд ярмарок игрушек, таких как ежегодная ярмарка, которая проходит в Аллентауне, штат Пенсильвания, в ноябре. Во вторник, 4 декабря, аукционный дом Morphy Auctions выставит на продажу редкие экземпляры кукол, рассчитывая выручить за французскую куклу Bisque Bébé 1885 года, по крайней мере, 10 тысяч долларов. (Куклы пользуются большой популярностью из-за своих прорисованных вручную глаз, реалистичных черт и выполненной на заказ одежды.)
Коллекционеры готовы платить серьезные деньги за редкие игрушки, находящиеся в безупречном состоянии. На аукционе, состоявшемся 10 ноября, семья Бертойя продала игрушечный колесный пароход, изготовленный примерно в 1900 году, за 264 тысячи долларов. Эрик Альберта (Eric Alberta), занимающийся оценкой стоимости коллекций игрушек для Sotheby's, Christie's и других именитых аукционных домов, продал этот же пароход в начале 1990-х годов за 108 тысяч долларов. Эта игрушка была изготовлена на немецкой фабрике Märklin, чьи игрушки, произведенные до начала Второй Мировой войны, пользуются большой популярностью у коллекционеров.
Отдавая должное редкому мастерству семьи Мэрклин (Märklin), г-н Альберта отметил «индивидуальный рисунок занавесок, которые висят в каютах первого класса». Другими популярными игрушками являются оловянные игрушки фабрик Hubley и Lionel, а также поезда American Flyer.
Игрушечный колесный пароход был обнаружен на одной из распродаж частных коллекций в нью-йоркском апстейте. Дилер сразу же предложил семье купить у них этот пароход за 10 тысяч долларов. Заподозрив неладное, семья связалась с г-ном Альберта и попросила его провести оценку игрушки. «Мы полагаем, что этот пароход был куплен в магазине F.A.O. Schwartz на рубеже 19-20 веков», - говорит г-н Альберта. 17 ноября в Нью-Хоуп, штата Пенсильвания, аукционный дом Noel Barrett Antique Toy Auctions продал игрушечную модель железной дороги в оригинальной упаковке, изготовленную на фабрике Märklin в 1920-е годы, за 40 тысяч долларов. Прежде ей владела состоятельная семья из Буэнос-Айреса. «Когда-то ее подарили маленькой девочке, но железная дорога ей не понравилась, и семья убрала ее на чердак, поэтому с ней никто никогда не играл»,- рассказывает г-н Барретт.
Еще одна игрушка фабрики Märklin – игрушечная карусель, которой владела состоятельная семья из Феникса – была продана на том же аукционе за 190 тысяч долларов – эта сумма превысила первоначальную оценочную стоимость почти в два раза.
Одна из самых впечатляющих коллекций игрушек принадлежит Джерри Грину (Jerry Greene), чья компания Oldies приобретает и продает аудиозаписи, фильмы, телевизионные шоу и книги. За последние 45 лет в его коллекции скопилось 35 тысяч предметов – в основном это редкие европейские игрушечные поезда, станции и другие аксессуары, которые будут демонстрироваться на выставке Нью-Йоркского исторического общества вплоть до 6 января. По словам экспертов, эта коллекция оценивается в десятки миллионов долларов. В ней есть станция надземной железной дороги и игрушечный мост, разработанный Гюставом Эйфелем.
Многие дилеры начинают как обыкновенные покупатели. «Моя коллекция игрушек должна была обеспечить мне высшее образование, поэтому отец не торопился отдавать мне их просто так, - рассказывает Майкл Бертойя об игрушках, которые стали его страстью. – Он дожидался момента, когда мы отправлялись на аукцион, отдавал игрушку какому-нибудь знакомому дилеру, а потом направлял меня к его столу или кабинке. Разумеется, все было подстроено, но это научило меня, как нужно общаться с дилерами и вести переговоры».
Г-н Альберта и г-н Барретт начали коллекционировать игрушки, когда им было по 10 лет. Будучи еще ребенком, г-н Альберта уже понимал, что игрушки, с которыми никогда не играют, зачастую продаются дороже всего. Поэтому когда он покупал самые дорогие экземпляры, по его словам, они не покидали своих коробок.