Джордж Сорос говорит, что на него большое интеллектуальное влияние оказал Исайя Берлин (Isaiah Berlin). Так что есть смысл взглянуть на Сороса через очки мировоззрения этого философа, родившегося в Риге, который делил мир на лис и ежей. В своей публичной жизни Сорос - лиса с широкими взглядами. Его успех как основателя инвестиционного фонда основан на способности миллиардера ежедневно делать множество ставок. В своей благотворительной деятельности Сорос - также лиса; в рамках своего фонда «Открытое общество» он поддерживает десятки организаций и инициатив во многих странах.
Но в интеллектуальном плане Сорос больше похож на узко мыслящего ежа. Он на протяжении полувека с лишним размышляет над разными вариациями одной и той же большой идеи, разрабатывая ее, распространяя и пропагандируя. Сегодня он излагает центральную мысль этой идеи следующим образом: «Значимость несовершенного понимания как мотивационной силы или детерминанты истории».
Работы Сороса на эту тему, которым он посвятил немало времени, вызывают порой недоумение, хотя его финансовой смекалкой и благотворительностью восхищается весь мир. Но по мнению Сороса, эта его важная идея и многочисленные общественные инициативы тесно связаны между собой. Он считает, что именно благодаря этой интеллектуальной концепции, он преуспевает во всем остальном. К радости Сороса, после многолетней борьбы за признание в качестве общественного интеллектуала хаос в мировой экономике наконец заставил нас внимательнее прислушиваться к его идеям.
Читайте также: Twitter - революция Джорджа Сороса
«Сегодняшний момент - это убедительная иллюстрация» того, как несовершенное понимание формирует неблагоприятные последствия и результаты, сказал мне Сорос, когда я брала у него недавно интервью для Foreign Policy. «У нас было 25 лет супербума, который перемежался финансовыми кризисами. Каждый раз власти вмешивались, увеличивая кредиты и долю заемных средств до тех пор, пока это не становилось невыносимым. Затем у нас наступил обвал 2008 года, когда финансовая система по сути дела рухнула, и ее пришлось реанимировать. А эти реанимационные действия заключались в замене финансовых кредитов государственным кредитом, что само по себе уже не заслуживало доверия».
Сорос видит в этом цикле взлетов и падений подтверждение собственной теории из реального мира. Это пример того, как неправильные идеи формируют ход событий. «Все получилось из-за ложной догмы, гласящей, что финансовые рынки стремятся к равновесию».
Конечно, в основе большой идеи Сороса скрывается некое противоречие. Он абсолютно, полностью и совершенно непреклонно уверен в том, что все наши знания о мире несовершенны. Он точно знает, что знать что-то наверняка мы не сможем никогда.
В реальной жизни Сорос безжалостно применяет свою теорию несовершенных знаний к себе самому. Его партнеры по бизнесу говорят, что инвестиционный гений Сороса - это не какой-то там непогрешимый дар предвидения, благодаря которому он всегда торгует правильно. Но он хорошо знает, когда ошибается – и сокращает до минимума убытки. Он также хорошо знает, когда прав – и в этот момент играет по-крупному.
Сорос получает огромное удовольствие от того, что замечает собственные ошибки. «В 1997 году я думал, что глобальный капитализм нежизнеспособен, - напоминает он мне. – И тем не менее, он просуществовал еще 11 лет!»
Также по теме: «Турецкое чудо» в экономике
Понимание изменчивости и неустойчивости Сорос объясняет своим детским и юношеским опытом, когда мир переживал период масштабных преобразований. Когда ему было 13 лет, и он был младшим ребенком в обеспеченной семье, жившей в Венгрии, в эту страну вторглись нацисты. Семья Сороса выжила, и Джордж осознал необходимость приспосабливаться к революционным изменениям. «Мне давал советы и наставления отец, который был в России военнопленным во время Первой мировой войны и немало пережил, - сказал он. – Я знал историю своей семьи в неспокойные времена. И это давало мне персональные преимущества, позволяя находить выход из далеких от равновесия ситуаций».
Сорос на протяжении десятилетий отстаивает свои идеи публично. Однако, заметил он, «от моих идей просто отмахивались, считая их блажью успешного биржевого спекулянта». С началом финансового кризиса, ставшего наглядным примером его теории несовершенных знаний, Сорос пользуется большим уважением как мыслитель. «С приходом кризиса люди стали больше признавать ценность понимания роли несовершенных знаний», - заявил он.
Конечно, Сорос не ограничивается узкими рамками абстракций своего мировоззрения. Он хорошо известен своими исключительно либеральными политическими взглядами, и он очень любит вклиниваться в дебаты на темы государственной политики по всему миру, особенно когда считает, что можно применить его концепцию несовершенных знаний, или когда на кону стоят ценности открытого общества.
В последнее время он больше всего занят Европейским Союзом. Там он в этом году продвигает свою еретическую идею о том, что Германия должна «либо вести за собой, либо уйти». Это - краткое резюме соросовского представления о том, что Германия должна либо взять на себя бремя лидерства в ЕС, оказывая финансовую поддержку государствам послабее и допуская ту инфляцию, которая нужна их экономикам, либо выйти из еврозоны, чтобы эти страны создавали такие условия сами для себя. Пока Германия не идет ни первым, ни вторым путем, но идея Сороса привлекла к себе внимание европейской элиты и европейского общества в целом, что в значительной мере определяет направление дебатов.
Читайте также: Кризис может дать толчок революции в экономической мысли?
Скоро Сорос может оказаться в центре внимания СМИ в связи с Китаем. И эксперты по Китаю, и международные инвесторы признают, что для ориентированной на экспорт экономики этой страны проблемой колоссальной экономической и политической значимости является переход к увеличению внутреннего потребления. И Сорос считает, что сделать такой переход Китаю будет сложнее, чем ожидается.
«Китай колоссально выиграл от глобализации, и сейчас он - в конце пути в рамках той модели развития, которую использовал. Модель эта основана на экспорте и инвестициях», - сказал он в ходе интервью, выражая больше пессимизма по поводу этой второй экономики мира, нежели основная часть сторонников общепринятой точки зрения с Уолл-стрит.
«Доля потребления составляет лишь треть ВВП, а это почти предел допустимого, - заявил Сорос. – Так что им придется менять эту ситуацию. Но путь будет непростой, рытвин и ухабов будет немало, а посадка окажется жесткой. Чтобы увеличить потребление, надо увеличить доходы семей. Но экономический спад порождает безработицу, и люди боятся, а отсюда - и их стремление больше экономить и сберегать. Так что происходит снижение во всех трех сегментах: экспорт, инвестиции, потребление».
Одна из интеллектуальных особенностей ума Сороса – это его способность быстро улавливать, кто выиграет при таком-то сценарии. Это полезное свойство ума, когда ты руководишь хедж-фондом. Это также очень восточноевропейский образ мышления. Хорошо известно, что Владимир Ленин утверждал, что ключевой вопрос любой политической повестки – это вопрос «кто кого».
Вот как Сорос применяет данную концепцию к политэкономии Китая. «Важная уловка, помогавшая поддерживать рост экономики, - это низкий курс китайской валюты, что было равноценно налогу на китайскую рабочую силу, - говорит он. – Но люди не чувствуют, что их облагают налогом. А поскольку экономика развивалась очень быстро, хотя при этом заработки трудящихся оставались низкими, в такой период быстрого роста все были довольны».
Также по теме: Сорос - 'Всегда играю по правилам'
В это время в выигрыше была элита коммунистической партии, представители которой получали личные выгоды, а экономика при этом бурно росла. Но с началом спада такая политическая динамика прекращает действовать, подчеркивает Сорос, «так как существенно снижается готовность и желание людей мириться с режимом, который является диктаторским».
Сорос предсказывает, что в результате будут возникать конфликты и кризисы. «Важный вопрос для Китая и для всего мира заключается в том, как будет решаться эта проблема: за счет развития демократии или путем усиления репрессий, - отмечает миллиардер. – Я очень надеюсь, что это приведет к укреплению демократии и к созданию более справедливой общественной системы, в которой доля руководителей будет меньше. Но правящий класс редко отказывается от своих льгот и привилегий добровольно, так что конфликт в обществе будет наверняка, как и экономический кризис».
То переменчивое будущее, которое Сорос предсказывает Китаю, является весьма комфортной средой как для Сороса-активиста, так и для Сороса-мыслителя. Сорос чувствует себя, как рыба в воде, балансируя в своей лисьей публичной жизни и в своих ежовых интеллектуальных занятиях. «Заниматься делом необходимо, чтобы давать пищу для ума», - утверждает он.
Однако Сорос не колеблясь называет ту работу, которую он ценит превыше всего. Она - не в том, чтобы сколотить состояние, хотя он делал это много раз, и не в том, чтобы поддерживать открытое общество, хотя он лично вложил в это дело примерно 8 миллиардов долларов. Главное дело – это предложить большую идею.
«Больше всего меня интересует и больше всего занимает попытка понять человеческое противоречие, состоящее в том, что мы рождаемся в мире, который не в силах полностью понять», - говорит он.