Основное внимание в турецких СМИ уделено рабочему визиту Владимира Путина в Турцию. «Отменив 5 зарубежных визитов, Владимир Путин сосредоточился на Стамбуле», - пишет Takvim (1.12). Издания сходятся во мнении, что основным вопросом встречи станет «краеугольный камень» отношений России и Турции (Zaman, 2.12) – сирийский вопрос. Хотя Москва и Анкара сохраняют единодушие относительно неприменения военных методов для решения кризиса, основная проблема – Башар Асад: Анкара считает необходимым уход Асада с поста президента, Москва настаивает на том, что это решение должно быть принято сирийским народом.
Как предполагает Zaman (2.12), в случае если будет выработано общее решение, тогда, возможно, исчезнет необходимость размещения в Турции «Пэтриот», которое вызывает у России серьезное беспокойство. Между тем такое решение может быть принято, если Россия изменит свой подход к сирийскому вопросу по итогам переговоров с оппозицией Сирии, которая открыто заявила о том, что «в будущем Сирии нет места для Асада».
По мнению главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова (Hürriyet, 2.12), «в Стамбуле невозможно достижение единства взглядов по сирийскому вопросу между Россией и Турцией, поскольку стороны находятся в абсолютно противоположных углах», российского и турецкого лидеров ждет напряженная партия в «сирийские шахматы».
Как полагает обозреватель Bugün (3.12), поддержка России «продлит» пребывание Асада у власти, однако не изменит исхода сирийского кризиса. Поступающая из Сирии информация показывает, что события развиваются «далеко не в пользу Асада» и складывающиеся условия заставят Путина «маневрировать».
Cumhuriyet (3.12) приходит к выводу, что убедить Владимира Путина будет непросто, хотя заявление Эрдогана о наличии «у России ключей к решению сирийского кризиса» демонстрирует, что сирийский вопрос является основным на повестке дня встречи для турецкого премьера. Россия же «будет настаивать на опасности размещения «Пэтриот» в районе рядом с сирийской границей при отсутствии соответствующей резолюции ООН».
Yeni Şafak (30.11) приводит заявление посла РФ в Анкаре Владимира Ивановского о том, что позиция России по Сирии не изменится, и конфликт в Сирии должен решаться с помощью диалога между его сторонами.
Akşam (3.12) признает, что позиции России и Турции по сирийскому вопросу расходятся, однако со многих других точек зрения налицо «взаимозависимость и баланс», ни одна из сторон не желает потерять другую.
Ни Россия, ни Турция не позволят, чтобы противоречия по Сирии нанесли вред интенсивно развивающемуся многомерному партнерству двух стран, полагает преподаватель Дипломатической академии МИД РФ, тюрколог Асланбек Молзоев (Zaman, 2.12). Для продолжения мира и стабильности в регионе России и Турции необходимо развивать сотрудничество без вмешательства «третьих стран», которым традиционно в истории сопровождались османо-русские войны. Начиная с XVII века, самый «страшный сон» для «третьих сил» связан с возможной выработкой единых подходов России и Турции, поэтому, они делают все возможное, чтобы этого не произошло. В этой связи, по мнению эксперта, показательна появившаяся в международной прессе дезинформация о грузе на борту посаженного в Турции самолета.
Sabah (1.12) обращает внимание на заявление посла РФ в Анкаре Владимира Ивановского об изъятом на борту сирийского самолета грузе. Отмечается, что груз представлял собой запасные части РЛС, предназначенные для систем ПВО, которое подлежит ремонту в соответствии с соглашением, подписанным в 2004 году. Посол подчеркивает, что этот «неприятный инцидент» должен быть как можно скорее забыт, и считает необходимым, чтобы данный вопрос в ходе визита не обсуждался. Отмечается, что груз принадлежал Сирии (Milliyet, 1.12), поэтому как Россия, так и Турция правы в этом вопросе. По мнению Cumhuriyet (3.12), заявление Владимира Ивановского свидетельствует о том, что «после встречи Эрдоган - Путин кризис, возникший в российско-турецких отношениях после изъятия груза на борту сирийского самолета, останется в прошлом».
Yeni Asya (1.12) публикует заявление Ивановского о реакции Москвы на размещение ракетных комплексов «Пэтриот» в Турции. Как отмечает посол, российская сторона, полагая, что, возможно, размещение «Пэтриот» таит в себе скрытые угрозы, ждет подробного описания связанной с этим решением позиции партнеров. Москва принимает во внимание тот факт, что решение Турции объясняется оборонительными целями, сообщает посол, и понимает, что альянс НАТО не собирается актуализировать вопрос о создании зоны, запретной для полетов. Однако с наращиванием потенциала увеличиваются и риски. По мнению Ивановского, размещение «Пэтриот» – это показатель того, что НАТО постепенно втягивается в события в Сирии, а этот процесс может стать необратимым.
Комментируя визит Владимира Путина, автор статьи Dünya (30.11) подробно останавливается на вопросах экономических отношений и отмечает, что Россия ориентирована на экспорт нефти и природного газа главным образом через Турцию. Отмечается, что в турецком общественном мнении имеют место критические отзывы о зависимости Турции от России, особенно в сфере поставок природного газа. Но и в России, полагает обозреватель, озвучиваются идеи, которые находят неэффективным использование в экспорте только одного направления – Турции. Тем не менее, отмечает автор, сотрудничество России и Турции в инвестиционной и торговой областях интенсивно развивается. В отношении стратегического партнерства двух стран для Турции и России этот визит высшего уровня принесет множество позитивных преимуществ.
Как отмечает глава Ассамблеи экспортеров Турции Мехмет Бюйюкэкши (Yeni Mesaj, 2.12), по результатам «опроса ожиданий экспортеров», Россия регулярно выходит на первый план как важнейший рынок для турецкого экспорта. Бюйюкэкши выражает надежду, что, хотя в последнее время между Россией и Турцией наблюдаются расхождения во взглядах по политическим вопросам, это не повлияет на торговые и экономические отношения двух стран.
Как отмечает Star (3.12), визит Владимира Путина может быть ознаменован подписанием важного для Турции соглашения, которое издание характеризует как посвященное «сотрудничеству по борьбе с Рабочей партией Курдистана (РПК)». Соглашение будет подписано соответствующими ведомствами России и Турции и предполагает обмен стран сведениями в области борьбы с финансированием терроризма и незаконно получаемыми доходами. Предполагается, что «часть финансовых источников РПК находится в России или через ее каналы передается в третьи страны», отмечает издание. В этой связи подписание такого соглашения с Россией окажет наибольшее воздействие на РПК.
Российские граждане, оценивая визит Владимира Путина, отмечают, что между двумя странами существует богатая история и культурные связи, и считают необходимым, чтобы развивающиеся отношения в экономической области и сфере туризма вышли на новый уровень (Zaman, 2.12, Akşam, 2.12, Sabah, 2.12). Как отмечает Zaman (2.12), обращает на себя внимание тот факт, что все из опрошенных на Красной площади граждан РФ позитивно относятся к Турции.
Наибольшее внимание привлекает энергетическое измерение сотрудничества России и Турции, пишет Milliyet (3.12), которое началось с проекта строительства газопровода «Голубой поток» и продолжилось с разрешением Турцией использовать часть турецкой территории для реализации проекта «Южный поток». Предполагается, что в еще большей степени упрочит связи в сфере энергетики строительство Россией первой турецкой АЭС в Мерсине (Milliyet 3.12). Наблюдается важное сближение двух стран в финансовом секторе, что было возможно, в частности, благодаря приобретению турецкого «Денизбанка» Сбербанком РФ.
Takvim (3.12) отмечает, что Турция важна для России прежде всего в энергетическом секторе, поскольку, с одной стороны, Москва стремится остаться основным поставщиком нефти и природного газа в ЕС. С другой – Турция удерживает позиции «моста», связывающего богатые энергетическими запасами Ближний Восток и Среднюю Азию.
Ряд изданий сообщает об открытии «Группой ГАЗ» совместно с турецкой компанией Mersa Otomotiv завода по сборочному производству автомобилей ГАЗ в Турции (Haberturk.com, 2.12, Türkiye, 3.12). Отмечается, что объем турецких инвестиций, вложенных в проект, составил 15 миллионов евро. Согласно заявлению председателя правления Mersa Otomotiv Адиля Горена, предполагаемые показатели производства позволят внести существенный вклад в развитие вспомогательных отраслей, а также национальной экономики Турции и развивать сотрудничество между Россией и Турцией. Radikal (3.12) подчеркивает, что наряду с удовлетворением нужд внутреннего рынка планируется экспорт произведенных в Турции автомобилей за рубеж, прежде всего в Европу.
Akşam (2.12), Milliyet (2.12), Zaman (3.12) приводят заявление министра энергетики РФ Александра Новака на церемонии открытия автомобильного завода, о том, что по промышленным и торговым вопросам отношения России и Турции стремительно развиваются. За последний год объем торговли между двумя странами составил 32 миллиарда долларов.
Haberturk.com (2.12) сообщает о переговорах директора футбольного клуба «Антальяспор» Хасана Акынджиоглу с компанией ОАО «Газпром» о заключении спонсорского соглашения. Как отмечает Акынджиоглу, Турция является вторым крупнейшим потребителем газа ОАО «Газпром», а Анталия, потребляющая порядка 20% импортируемого газа, – предпочтительный курорт для большинства российских туристов. По мнению Хасана Акынджиоглу, заключение соглашения о спонсорской поддержке с клубом «Антальяспор» станет для ОАО «Газпром» прекрасной возможностью для обеспечения рекламы для российских граждан, туристов других стран и обеспечит существенный вклад в развитие туризма.
Milliyet обращается к вопросам внутренней политики России. Несмотря на то, что с 2008 по 2012 годы Владимир Путин занимал пост премьер-министра РФ, политические обозреватели сходятся во мнении, что до выборов 2012 года Путин оставался «теневым лидером» государства (Milliyet, 3.12). Хотя в декабре 2011 года на всеобщих выборах победила «партия Путина», Москва стала сценой самых многолюдных протестов с распада СССР по настоящее время. «Железным кулаком» Владимир Путин стремится подавить оппозицию путем внесения изменений в законы, регулирующие права собраний и митингов, введения интернет-цензуры и новых законодательных мер в деятельности НКО, финансируемых из-за рубежа. Хотя международным сообществом и критикуется позиция Путина по отношению к оппозиции, российский лидер, «стремясь остаться в Кремле до 2024 года, укрепляет свою верховную власть».
Milliyet (2.12) сообщает, что лидеры оппозиции, арестованные за «акции протеста против Путина», обвиняются в «подготовке заговора с целью свержения государственной власти» при поддержке «иностранных лиц». Со ссылкой на заявление представителя Следственного комитета Владимира Маркина отмечается, что речь идет об организации массовых восстаний, которые способны изменить государственный режим по примеру «оранжевых революций».