Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Визит Владимира Путина в Турцию

СМИ Турции о России 3-4 декабря

© REUTERS / Tolga Bozoglu/Pool Рабочий визит Владимира Путина в Турцию
Рабочий визит Владимира Путина в Турцию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит Владимира Путина состоялся в неблагоприятных конъюнктурных условиях, однако стал реальным показателем экономического и политического значения, которое Россия придает Турции. Прибытие московской делегации в Стамбул только укрепило «имидж» Анкары на международной арене.

Визит Владимира Путина состоялся в неблагоприятных конъюнктурных условиях, однако стал реальным показателем экономического и политического значения, которое Россия придает Турции, отмечает Milliyet (4.12). Прибытие московской делегации в Стамбул только укрепило «имидж» Анкары на международной арене.

Большинство обозревателей единодушны во мнении: переговоры Эрдоган – Путин прошли успешно. По мнению Milliyet (4.12), данная встреча будет способствовать укреплению российско-турецких отношений, хотя уже сегодня «даже при беглом взгляде» на экономические показатели становится очевидно, как стремительно развиваются и углубляются российско-турецкие связи. Türkiye (4.12) полагает, что в экономической области в отношениях России и Турции наблюдается, возможно, наиболее благоприятный период в истории, однако этого нельзя сказать о политической сфере.

Практически все издания публикуют заявления российского президента и турецкого премьера на совместной пресс-конференции по итогам третьего заседания Совета сотрудничества на высшем уровне России и Турции (Zaman 3.12, Bugün, 3.12, Cumhuriyet, 3.12, Hurriyet, 3.12, Sabah, 3.12, Star, 4.12). Основное внимание уделяется сирийскому кризису, размещению близ сирийской границы ЗРК «Пэтриот», российско-турецкому сотрудничеству. Как подчеркивает Эрдоган, «Турции отрадно видеть, что направления внешней политики обоих государств совпадают», главное стремление России и Турции в сирийском кризисе – прекращение столкновений и кровопролития в Сирии. Издания в этой связи приводят заявление Владимира Путина о том, что позиции России и Турции по сирийскому вопросу едины, отличаются лишь способы его урегулирования, при этом Россия не защищает режим в Сирии, а обеспокоена будущим этой страны (Milliyet 3.12, Star 3.12, Haberturk.com, Zaman 4.12, Türkiye, 4.12). По мнению Milliyet (4.12), это заявление Владимира Путина показывает, что на переговорах с Анкарой присутствовала «другая Москва» – не та, что была несколько месяцев назад: теперь Россия готова к разговору о переходном периоде и «постасадовской Сирии», не намерена отстраняться от исторического процесса, открыта к «новым именам и формулам». Согласно Akşam (3.12), Анкара «попросила Москву убедить Башара Асада оставить пост президента» и предложила, чтобы процесс перехода в Сирии был осуществлен кем-либо из состава правительства Асада, «дав понять, что в нынешнем руководстве Сирии есть такие лица, занимающие видные посты». По мнению эксперта по России Хабиде Оздаль (Usakgundem, 3.12), хотя заявление Путина о «единстве позиций по сирийскому вопросу» оценивается многими экспертами как «теплый посыл», в то же время он не отражает конкретных политических предложений того, как «положить конец кризису в Сирии».

Издания обращают внимание на заявление Владимира Путина о размещении зенитных комплексов «Пэтриот» на турецко-сирийской границе, согласно которому Россия понимает и разделяет беспокойство Турции по поводу событий, происходящих на границе. Вместе с тем принятие такого решения должно сопровождаться пониманием вероятных последствий: «если в начале пьесы на стене висит ружье, в конце пьесы оно обязательно выстрелит» (Milli gazete, 4.12).

Со ссылкой на российские СМИ Zaman (3.12) приводит заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что сирийский вопрос и размещение ракет НАТО на турецкой границе не повлияют на отношения России и Турции, к тому же основным вопросом визита не является Сирия. Между тем размещение «Пэтриот» в Турции вызывает обеспокоенность России и не способствует обеспечению стабильности в регионе. Освещая ответы пресс-секретаря президента РФ на вопросы турецких журналистов, Star (3.12) отмечает, что Дмитрий Песков, «прекрасно владеющий турецким языком», подчеркнул, что приоритетным аспектом переговоров являются двусторонние отношения. Хотя у России и Турции разные подходы к сирийскому вопросу, между двумя странами есть прочная объединяющая их основа. Россия не настаивает на каком-либо определенном правительстве в Сирии, данное решение может быть принято только сирийским народом. В случае если в Сирии будет иметь место властный вакуум, в стране не прекратится кровопролитие. Общая цель России и Турции – «посадить стороны конфликта в Сирии за стол переговоров».

По итогам совместной пресс-конференции также приводится заявление Эрдогана о том, что движущей силой сотрудничества России и Турции являются экономические и торговые отношения двух стран. Упомянув об осуществляющих предпринимательскую деятельность в России турецких строительных компаниях, Эрдоган отметил, что эти компании заслужили доверие на российском рынке благодаря реализации около 1,4 тыс. проектов стоимостью в 40 млрд долл. Премьер-министр Турции выразил надежду на то, что турецкие строительные компании успешно продолжат свою деятельность в России в рамках инфраструктурных проектов Олимпийских игр в Сочи – 2014 и Чемпионата мира по футболу – 2018. Подчеркивая, что в результате усилий лидеров двух стран отношения Турции и России достигнут новых высот, Эрдоган отмечает, что цель– вывести торговый оборот на уровень 100 млрд долл.

Приоритеты двух стран во многих сферах совпадают, отмечает usakgundem (3.12): как Россия, так и Турция стремятся к развитой экономике, безопасности и стабильности на национальном, региональном и международном уровнях. Помимо таких стратегических вопросов безопасности, как Сирия и НАТО, обе страны сосредоточены на перспективных социальных, экономических, культурных связях, и, несмотря на определенные сложности, в турецко-российских отношениях доминирует прагматизм. Благодаря этому страны продолжают взаимовыгодное сотрудничество даже в ситуации двусторонних, региональных и международных кризисов. Отношения, которые «идут по следам» таких проблем, как сирийский вопрос и одновременно этнические региональные и международные конфликты на Южном Кавказе, внезапно могут оказаться в тупике. Основными «источниками» прагматизма российско-турецких отношений выступают экономические проекты.

Принимая во внимание «крайне сложную конъюнктуру последнего времени», визит Владимира Путина в Стамбул Zaman (4.12) называет «неординарным событием»: Москва и Анкара – на разных полюсах в сирийском кризисе, как бы Анкара ни желала смены режима БААС, Москва поддерживает режим; Анкара столкнулась с резкой реакцией Кремля на «самолетный инцидент» и размещение Анкарой ракетных комплексов «Пэтриот» на границе. Предпосылкой нормализации ситуации на линии «Анкара – Москва» может стать развитие двусторонних отношений.

Эффективным для развития таких отношений Хабиде Оздаль находит механизм Совета сотрудничества на высшем уровне (usakgundem, 3.12). Совет является площадкой, весьма подходящей для анализа событий на региональном и международном уровне, и нацелен на развязку возникающих проблем. По мнению эксперта, даже если отмена визита в октябре и была связана с «самолетным скандалом», вместе с не заставившим себя ждать заявлением о переносе визита на 3 декабря был дан посыл, что не следует прогнозировать какой-либо раскол в двусторонних отношениях Москвы и Анкары.

По мнению Akşam (4.12), ключевым вопросом переговоров Эрдоган – Путин была Сирия. При этом расчеты Владимира Путина в сирийском кризисе связаны с тем, что в течение ближайших 10 лет, когда российский лидер «предполагает остаться у власти», в случае ухода Асада и прихода к власти в Сирии исламистов, поддерживаемых США, Россия может столкнуться с серьезными проблемами на Кавказе и в Средней Азии.

Star (4.12) считает, что Турция и Россия могут стать двумя чрезвычайно важными «элементами стабильности» в Средней Азии и на Кавказе, однако очевидно, что наряду со сближением в экономической области, также необходимо всестороннее глубокое сотрудничество, в частности между научно-образовательными и культурными учреждениями.

Zaman (3.12) приводит речь министра экономики Турции Зафера Чаглаяна на встрече с руководителями российских компаний, который высоко оценил экономическое сотрудничество России и Турции. Отмена визового режима между странами обеспечила большую свободу для предпринимателей, наблюдается рост объема двусторонней торговли. Согласно заявлению министра, Россия находится в числе важнейших партнеров Турции в сельскохозяйственной, продовольственной и логистической сферах.

Zaman (3.12) информирует о состоявшейся накануне визита Владимира Путина в Турцию акции протеста группы в количестве около 100 человек, среди которых были представители народов Северного Кавказа. Марш протеста сопровождался следующими лозунгами: «Россия-убийца, убирайся из Сирии», «Защитник Асада – убийца Кавказа», «Эй, Россия, мы чеченцы, черкесы, дагестанцы, карачаевцы, ногайцы, мы не встанем перед тобой на колени, не сдадимся». Подавляющее большинство учатников акции составляли представители исламистского политико-общественного движения «Ассоциация свободной мысли и образовательных прав». Приводится заявление главы движения Рыдвана Кайа о том, что через поддержку режима-убийцы Россия стремится сохранить ряд своих интересов в Сирии. При этом народы не должны быть «врагами друг другу» и не должны «сохранять безразличие» по поводу преступлений против невинных людей. Российский народ также должен противостоять «преступлениям» Российской власти, отмечается в заявлении.

Как сообщает Radikal (3.12), из-за акции протеста «граждан кавказского происхождения, проживающих в Турции», в аэропорту, где ожидалось прибытие самолета Владимира Путина, были предприняты повышенные меры безопасности. Издание сообщает и о другой протестной акции, состоявшейся перед дворцом Долмабахче. Группа представителей организации «Инициатива черкесских народов» в составе трех человек, скандируя «Путин – убийца», была арестована сотрудниками полиции.

Протестующими отмечалось (Cumhuriyet 3.12), что черкесский народ «разбросан по 40 странам мира», разлучен со своей родиной, находится перед угрозой потери собственного языка, культуры, этнической идентичности, пережил депортацию. Черкесами озвучивались следующие требования: принесение Российской Федерацией извинений относительно «геноцида и угнетения черкесского народа», выплата материальной компенсации, разрешение вернуться на территорию исторической родины, предоставление «черкесского гражданства» всем черкесам диаспоры в Турции.

Обозреватель Zaman (4.12) анализирует политический режим России в контексте критики точек зрения, связанных со стремлением Эрдогана создать в Турции режим, «аналогичный авторитарному режиму» в РФ. Автор полагает, что в России не либеральная, а «управляемая» демократия или «путинизм», формирование которого происходит одним лицом путем проецирования политического влияния. Ссылаясь на эксперта по России Дэниэля Бира, журналист приводит следующие характерные черты «путинизма»: концентрация политической и экономической власти в центре, нейтрализация функции парламента, подавление СМИ, обращение к риторике великого русского национализма, деспотичное вмешательство в дела соседних государств. Сторонники Путина, отмечает обозреватель, придают гораздо большее значение сильному государству, экономическому росту и безопасности, нежели правам человека и демократии. «Подходит ли «путинизм» Турции?» – задается вопросом обозреватель, и приходит к выводу, что, хотя Эрдоган и «хочет стать Путиным», однако ни турецкий народ, ни парламент, ни прежде всего правящая Партия справедливости и развития не допустят этого.
 
Zaman (4.12) и Radikal (3.12) сообщают о повреждении Сергеем Лавровым запястья. Как отмечают издания, перелом запястья произошел в результате падения в гостинице, где министр находился по завершении заседания Совета. Первая помощь Сергею Лаврову была оказана в учебно-исследовательской клинике района Таксим (Стамбул).