Основное внимание в турецких СМИ продолжает уделяться визиту российской делегации в Стамбул и переговорам Реджепа Эрдогана и Владимира Путина. Преимущественно в позитивном ключе пресса комментирует результаты официальных встреч, анализирует заключенные двусторонние соглашения, много внимания уделено перспективам разновекторного сотрудничества России и Турции. В контексте двусторонних отношений наибольшее беспокойство вызывают позиции двух стран по сирийскому вопросу. Многие аналитики приходят к выводу, что лидеры государств готовы к сотрудничеству в этом вопросе и совместной выработке решения относительно «Сирии без Асада».
Как полагает Habervaktim (5.12), встреча в очередной раз показала, что Россия и Турция являются двумя важнейшими странами в регионе. Конструктивный подход лидеров к двусторонним отношениям, несмотря на расхождения во взглядах по региональным и стратегическим вопросам, свидетельствует о приближении государств к взаимовыгодному партнерству. Экономическое сотрудничество, предполагающее наличие взаимных интересов, – это самый рациональный путь развития отношений государств.
Крупнейшим экономическим проектом в истории Турции Türkiye (5.12) называет строительство первой АЭС, заслуги по реализации которого «принадлежат двум архитекторам – Реджепу Эрдогану и Владимиру Путину». Помимо явных экономических выгод, проект обладает особыми символическим значением: он позволит Турции «приобрести силу», эффективно реализовать многостороннюю внешнюю политику и самостоятельно определять ее направления.
Встреча Эрдоган – Путин, встреча «двух несомненных с точки зрения влияния и авторитета лидеров», привлекла внимание всего мира и Ближнего Востока и представляет собой важное историческое событие, полагает Akşam (5.12). По мнению обозревателя, сближение между странами в экономической и инвестиционной сферах достигло наивысшей точки.
Комментируя этот аспект российско-турецкого сотрудничества, Radikal (5.12) сообщает, что приобретение крупнейшим банком России Сбербанком РФ 99,85% турецкого «Денизбанка» и таким образом осуществление наиболее крупной российской инвестиции в Турции «вдохновило» российских инвесторов: уже несколько российских фирм из энергетического, продовольственного и строительного сектора в настоящее время готовы вложить инвестиции в Турцию. В этой связи приводится соответствующее заявление председателя правления Сбербанка РФ Германа Грефа, который также отметил, что торговые и экономические связи между Россией и Турцией стремительно развиваются. Согласно заявлению министра по делам ЕС Эгемена Багыша (Milliye, 5.12), Сбербанк РФ «будет играть ключевую роль в реализации амбициозной цели России и Турции – повысить объем двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов». Milliyet (5.12) обращает внимание на привлечение большого количества российских инвестиций в Турцию в области нефтехимической промышленности.
Обозреватель Akşam (5.12) отмечает, что позитивная динамика в развитии отношений с Россией коснулась не только Турции, в частности, «особую теплоту стали приобретать отношения Обамы и Путина». По мнению автора, не простым совпадением являются одновременные отставки главы ЦРУ Петрэуса и некоторых военных высшего уровня в США, а также главы Генерального штаба РФ Макарова и министра обороны РФ Сердюкова. Таким образом, заключает обозреватель, в этих государствах «устраняется внутренняя оппозиция и создается союз Турции, России и США».
Как отмечает Habervaktim (5.12), мировое сообщество и общественное мнение продолжают проявлять интерес к «истинной» повестке дня встречи, текущему состоянию отношений Россия – Турция и перспективам преодоления сирийского кризиса.
Milliyet (5.12) анализирует позицию России по сирийскому вопросу по итогам встречи в Стамбуле. Для России важно, чтобы урегулирование сирийского кризиса было осуществлено «с Асадом», однако Москва больше «не упускает из виду» оппозицию Сирии и вступает с ней в тесные контакты. Это, по мнению автора, может означать, что Россия осознает неспособность Асада продлить свое пребывание у власти, но стремится к осуществлению «мягкого и упорядоченного перехода», который бы не нарушил интересы России при смене правительства в Дамаске. При этом, судя по официальным заявлениям после встречи лидеров, пишет издание, Россия принимает факт разработки «совместно с Турцией различных формул и создания единого механизма». Важнейшее значение переговоров в Стамбуле, по мнению автора, связано с возникшей возможностью сотрудничества России и Турции в области выработки политики по Сирии.
Как отмечает Star (5.12), судя по заявлениям лидеров на совместной пресс-конференции, Россия и Турция занимают единую позицию относительно необходимости «предотвращения гуманитарной трагедии в Сирии». Между тем в качестве ее «творцов» Турция рассматривает сторонников режима, Россия же – оппозиционные силы. В этой связи, полагает обозреватель, акцент на необходимости прекратить кровопролитие можно расценивать как показатель того, что Турция и Россия достигли согласия, но сохраняется противоречие в способах решения вопроса. В соответствии с заявлением России о том, что она не является «безоговорочным защитником режима Асада», автор делает вывод, что режим не поддерживается Россией, однако Москва стремится к тому, чтобы во вновь образованной структуре обязательно присутствовали группы, которые бы позволили России сохранить свои интересы.
По мнению обозревателя Habervaktim (5.12), данное заявление Путина послужило сигналом к тому, что в случае наличия альтернативного решения сирийского вопроса Россия допускает, что Асад «может быть вытеснен с поста президента». Сегодня «всем становится очевидно, что Асад не в силах больше устоять», при этом «Россия не желает поддерживать проигравшую сторону».
Определяя свою позицию в региональных конфликтах, Россия руководствуется собственными интересами, пишет Star (5.12): Сирия важна прежде всего с точки зрения наличия в порте Тартус российской базы ВМФ, которая открывает России выход в Средиземное море. Особое беспокойство у России вызывает разрешение Турции на развертывание в рамках членства в НАТО системы раннего предупреждения в Кюреджике, а также решение о размещении «Пэтриот» на границе. Автор отмечает, что оправданием решения по вопросу «Пэтриот» служит «угроза, которую для Турции представляет режим БААС, сохраняющий устойчивость благодаря поддержке России». В этой связи событием, которое могло бы устранить эту угрозу, считает автор, является «вывод Башара Асада из игры», и тогда необходимость «Пэтриот» исчезнет.
Обозреватель Yeni Mesaj (5.12) полагает, что комплекс «Пэтриот», который планируется разместить в Турции в рамках проекта «Большой Ближний Восток», обладает стратегической значимостью с точки зрения будущего России на Ближнем Востоке. По мнению автора, имеющие в турецкой прессе место комментарии о том, что Россия «приняла уход Асада», неуместны и далеки от правильного понимания ситуации: «Россию не интересует, уйдет Асад или останется, однако в вырисовывающейся картине это определенная опора для сохранения баланса сил на Ближнем Востоке». В этой связи Путин отмечает, что цель «Пэтриот» – системы «прошлого поколения» – создать «атмосферу хаоса». Он проводит аналогию: «Если на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит». Автор приходит к выводу, что в данном случае рассматривается не угроза, исходящая от Сирии, а «первая искра, которой внешние силы стремятся разжечь пожар на Ближнем Востоке».
Другой комментатор Yeni Mesaj (5.12) отмечает, что действия американского руководства, особенно в контексте палестино-израильского конфликта, демонстрируют несостоятельность Эрдогана как сопредседателя проекта «Большой Ближний Восток». Эрдогану, оказавшемуся в такой ситуации, «приходит на помощь» Владимир Путин, который, как отмечает обозреватель, «заключает взаимовыгодные соглашения, говорит на понятном Эрдогану языке, применяя тонкую и интеллектуальную дипломатию, предупреждает Эрдогана о способном выстрелить в любой момент ружье». Автор заключает, если Турция действительно стремится «погасить пламя» в регионе, то должна стремиться к сотрудничеству не с США, «подливающим масла в огонь», а с Россией, стремящейся к безопасности в регионе.
СМИ широко освещали участие министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в министерском заседании совета Россия – НАТО, на котором, как отмечают издания, был удовлетворен запрос Турции на размещение ракетных комплексов «Пэтриот» на турецко-сирийской границе (Haberturk.com, 4.12, Zaman, 4.12, Haberturk.com, 5.12, Zaman, 5.12, Hürriyet, 5.12, Hürriyet, 5.12, Milli gazete, 5.12, Milliyet, 5.12, Milliyet, 5.12, Radikal, 5.12). Приводится заявление Сергея Лаврова о том, что Москва «не желает препятствовать реализации Анкарой законного права на самооборону» (Haberturk.com, 5.12). Данное заявление издания расценивают как «поддержку» Турции со стороны России и подчеркивают, что официальные лица НАТО «гарантировали» России: для решения сирийского кризиса будут использованы политические методы без осуществления внешнего вмешательства в Сирии. Как отмечают Hürriyet (5.12) и Radikal (5.12), размещение «Пэтриот» в Турции нацелено на обеспечение безопасности территории страны перед возможной угрозой применения Сирией ракет, оснащенных химическими боеголовками. Обращается внимание на наличие в Сирии ракет Scud, производство которых, пишут издания, началось в 1955 году Россией, однако на сегодняшний день неизвестна точная численность данных ракет в мире, поскольку их производство осуществлялось и в других странах. Предполагается, что одной только Россией произведено более 7 тысяч ракет.
Как отмечает Zaman (5.12), вопрос о «Пэтриот» в Турции также обсуждался и в ходе переговоров Реджепа Эрдогана и Владимира Путина, на которых российский президент выразил свою обеспокоенность данным решением. Ссылаясь на сведения из неназванного источника, издание сообщает, что, выступая против размещения комплексов ПРО и ПВО на турецкой территории под предлогом их угрозы для мира в регионе, Россия стремится продать «аналогичные ракеты» Анкаре и в этом направлении осуществляет определенную лоббистскую деятельность. Отмечается, что наряду с американскими «Пэтриот» в тендере по поставке Турции систем ПВО участвует и предложенная Россией система С-400.